Мангуп

U-образная в плане башня Башня XV века Калитка и женский монастырь Надпись на оборонительной стене 1-ой линии обороны Девичье озеро и мысы Мангупа Комплекс усыпальниц у въездных ворот

Крепость на плато горы Мангуп или Баба-Даг (так гору называло местное население в XVIII-XIX вв.), известна в период раннего средневековья как Дорос, а в XIV-XV вв. - Феодоро. Ближайший к Мангупу населенный пункт - деревня Хаджи-Сала Бахчисарайского района, которая находится у его северо-западного подножия. Плато возвышается над окресными долинами на высоту до 300 м., высота же над уровнем моря составляет порядка 584 м. Гора представляет собой скальный останец, с трех сторон (западной, южной и восточной) окруженный высокими, до 70 м, обрывами. А северную и северо-восточную ее часть прорезают три ущелья, с востока на запад - Капу-Дере (Воротный овраг), Гамам-Дере (Банный овраг), Табана-Дере (Кожевенный овраг), который разделяют между собой четыре мыса. Восточный мыс называется Тешкли-Бурун (Дырявый мыс), далее к западу - Елли Бурун (Мыс ветров или Эллинский мыс), Чуфут-Чеарган-Бурун (Мыс вызова иудеев), Чамну-Бурун (Сосновый мыс). Общая площадь поселения составляет порядка 90 га. Таким образом, Мангуп - самое большое средневековое укрепленное поселение на территории Юго-Западного горного Крыма.

Ю.М.Могарычев

Как добраться

Из Симферополя

Лучше всего добираться рейсовым автобусом N 40 или N 109, отправляющимся с конечной остановки (5 км балаклавского шосее). Доехать нужно до конечной остановки автобуса - с.Терновка. Затем пройти через всё село Терновка по трассе. Выйдя за окраины села и немного поднявшись по шоссе, слева, по ходу движения, будет поворот грунтовой дороги на мон. Шулдан, идем дальше по дороге, никуда не сворачивая еще около 2 км. Вскоре покажется искусственное водохранилище - Девичье озеро. Сворачиваем к нему.

Из Севастополя

От автостанции "Западная" маршрутным транспотром доехать до с.Залесное (бывшее Юхары-Каралез) Бахчисарайского района. Выйти нужно немного дальше, на автобусной остановке у плотины искусственного водохранилища, сооруженного в середине 80-х гг. прошлого столетия. Мангуп - прямо перед вами, за гладью озера.

Для подъема на плато можно воспользоваться тропами, проходящими по западным склонам ущелий Табана-дере и Гамам-дере. Обычно туристы предпочитают последнюю, более короткую, но и несколько более крутую. Местами она сохранила маркировку, оставшуюся от недавних времен, когда Горный Крым был покрыт густой сетью туристических маршрутов, баз и приютов. Кстати один из немногих сохранившихся приютов находится рядом с Мангупом над озером. Летом здесь продолжают принимать путешественников, возьмите это на заметку. Кроме того, в некоторых домах деревни Ходжа-сала оборудованы гостевые комнаты. Есть и чайхана с традиционным восточным меню.

Итак, пройдя по улицам Ходжа-салы, свернув направо, по хорошо натоптанной тропе начинаем подъем. Большая часть пути пройдет под сенью лиственных и хвойных деревьев. Особенно крутыми покажутся начальный и конечный участки тропы. Рекомендуется идти не спеша, через каждые 10 минут делая короткий отдых, чтобы установить дыхание. Тогда можно полнее ощутить красоту местности, вдоволь надышаться горным воздухом, насыщенным сосновым ароматом. Учтите, что подобного удовольствия были лишены те, кто поднимался на Мангуп еще в начале нынешнего века, не говоря уже о временах более отдаленных. Склоны и поверхность плато тогда еще не были покрыты той густой растительностью, которая ныне покрывают большую его часть. На фотографиях столетней давности и более ранних рисунках и гравюрах хорошо видно, что на горе были лишь отдельные редкие группы деревьев, в основном сосен. Все это нынешнее буйство деревьев и кустарников появилось совсем недавно.

Приблизительно на середине подъема, на камне еще различима, выведенная краской надпись, не без ехидства приветствующая Вас "с легким паром ". Наверняка во время подъема может возникнуть вопрос о том, как же добирались к своим жилищам горожане, как доставляли в город необходимые грузы, неужели по этой крутой и узкой дороге?

Действительно, и в этом, и в соседнем ущелье Табана-дере дороги были и прежде, но предназначались они для пешеходов и вьючных животных. Могли по ним забираться наверх и всадники. Еще в XIX в. путешественники нередко таким образом "штурмовали" Мангуп в сопровождении проводников. Главная же, колесная, дорога была подведена с юга, она проходила, огибая верховья оврага Алмалык-дере (Яблоневого), затем подножье обрыва мыса Тешкли-бурун и в верховьях Капу-дере она сквозь главные ворота вливалась в городские кварталы. Последний маршрут составляет около 7 км против 1 км избранной нами тропы.

Минут через тридцать-сорок после начала подъема при неспешном его темпе, мы окажемся у подножья высокой башни, увитой плющом. Отсюда тропа круто поднимается влево на противоположный склон оврага вдоль оборонительной стены, пересекающей его верховья. Через пролом, где когда-то была калитка, тропа выводит на территорию города. С гребня крепостной стены открывается вид на лесистые склоны Гамам-дере, серые обрывы венчающих их мысов, просматриваются в ясную погоду гребни дальних высот, и степей, а на горизонте сияет под солнцем бескрайний черноморский простор.

За оборонительной стеной начинается собственно территория поселения, площадь которого составляет около 90 га, то есть Мангуп был крупнейшей крепостью средневекового Крыма, при необходимости принимавшей под свою защиту жителей окрестных сел.

А.Г.Герцен

История

Вопрос о том, когда возникло поселение на плато, давно уже интересовал исследователей. Раскопки показали, что люди начали посещать плато, по крайней мере, 5 тыс. лет назад, то есть в эпоху медно-каменного и бронзового века, об этом свидетельствуют находки орудий из кремня и диорита. К I тысячелетию до н.э. относятся немногочисленные находки керамики лощенной лепной таврского типа. Только со второй половины III в. сюда наблюдается заметный приток населения, максимальный прирост которого для раннего периода жизни поселения приходится на VI -VII вв.

О происхождении раннесредневекового населения Крыма существует несколько точек зрения. Ряд исследователей, например, видят в нем потомков этносов, населявших полуостров в античную эпоху, прежде всего, скифов и тавров. Однако как отмечалось выше, новейшие исследования скорее свидетельствуют о том, что в III - IV вв. на полуострове произошло радикальное изменение этнической картины. Горные районы и Южный берег заселяются, готами и аланами, в среде которых, возможно растворилась некоторая часть предшествовавшего населения. Пришельцы в свою очередь довольно быстро утратили свою этнокультурную специфику, слившись, по сути дела, в единую этническую общность, которую позднейшие наблюдатели назовут готоаланами. Ускорению этого процесса,.во-первых, способствовало гуннское нашествие как бы спрессовавшее в глубинных горных районах население, уцелевшее от стрел и конских копыт, во-вторых, культурная и языковая нивелировка стимулировалась распространением христианства греческого толка. Могильники, своим погребальным обрядом и инвентарем, отражающие эти процессы, расположены на склонах и в ближайших окрестностях Мангупского плато.

Во второй половине VI в. создается мощная крепость Дорос для союзников Византии (федератов), готов и аланов, оборонявших от нападений степняков приморские владения империи в Таврике. В конце VIII в., она была захвачена хазарами, установившими к этому времени контроль над большей частью византийских владений на полуострове. Это вызвало восстание местного христианского населения, возглавленное архиепископом Иоанном Готским, в результате Дорос был освобожден. Однако затем это выступление было подавлено, а предводитель оказался в плену в крепости Фуллы, местонахождение которой пока достоверно не установлено. Оттуда ему удалось бежать на южный берег Черного моря, где он через три года скончался. Останки Иоанна были перевезены на его родину в местечко Партенит у восточного склона Аю-Дага, и захоронены здесь в базилике при основанном святителем монастыре Святых Апостолов. Память его почитается как яркого борца с .иконоборчеством., то есть тем внутриполитическим курсом византийского правительства, осуществившимся на протяжении VIII-IX вв., который в дальнейшем был осужден церковью.

Свидетельством описанных событии на Мангупе можно считать слой пожара, в верхней части раннесредневекового горизонта, выявленный при раскопках в Лагерной балке недалеко от большой базилики, очевидно это результат хазарских репрессий при повторном захвате крепости.

При хазарах владевших крепостью около полстолетия, она сохраняла свое стратегическое значение, находясь на границе владений Империи и Каганата. В IX в. проводится основательный ремонт и даже реконструкция отдельных укреплений, как. например. оборонительной линии, пересекавшей устье Лагерной балки при ее впадении в Гамам-Дере. Строительные приемы, использованные здесь типичны для крепостей, существовавших на территории Хазарии в VIII - IX вв. Однако значительно поредевшее население Дороса. который в этот период, скорее всего и получил новое название "Мангуп", в основном остается тем же. что и в предшествовавшее время, сохраняя культурную ориентацию на византийский Херсон. Вероятно, уже к началу следующего столетия Византия вернула утраченный контроль над крепостью, включенной в состав военно-административного образования - Херсонской фемы.

Последние столетия 1-го тысячелетия н.э. отмечены значительными переменами в хозяйственной деятельности населения земледельческого Таврики. В его занятиях резко возрастает роль виноградарства и виноделия, что на Мангупе отмечено появлением крупных винодавилен (тарапанов), вырубленных в материковой скале. Один из крупнейших тарапанов находится в нескольких шагах от триангуляционного пункта по направлению к юго-восточному обрыву. Он представляет собой обширное прямоугольное в плане корыто, из которого выдавливаемое сусло через отверстие сливалось в соседний меньший по площади, но более глубокий резервуар, где оно собиралось в сосуды и затем отправлялось на брожение в огромных глиняных бочках, пифосах. В соседних с Мангупом долинах, при источниках воды и местах добычи глины выросли комплексы гончарных мастерских, производивших массу амфор, предназначавшихся для транспортировки вина, ставшего главным товаром, в торговле со степью.

Жизнь на плато в данный период концентрируется в восточной части, где существовало несколько усадеб с принадлежавшими им винодельнями. Следуя вдоль обрыва к цитадели, мы увидим остатки еще одного тарапана, есть подобные и на мысе Тешкли-бурун, где они были раскрыты в результате раскопок.

В конце Х - первой половине XI в. (такой хронологический диапазон позволяет установить добытый археологический материал) эти усадьбы внезапно гибнут. Причина это трагического события пока не установлена, поэтому приходится довольствоваться двумя версиями на этот счет. Первая, достаточно традиционная для подобных ситуаций, объясняет наблюдаемую картину последствиями вражеского нападения. На хазар грешить не приходится, потому, что их последний зафиксированный набег на уже оставленный ими полуостров состоялся в середине Х в. в степях тогда господствовала новая сила - печенеги, а в середине XI в. их вытеснили половцы, известные также как "команы" или "кыпчаки". Возможно именно последние, утверждая свое господство над Таврикой, продолжавшееся до прихода татар в 1223 г., на первых порах могли совершать походы в ее глубинные районы.

Согласно, другой версии, у которой также немало сторонников, причиной послужило событие естественного характера - катастрофическое землетрясение, охватившее весь Юго-Западный Крым. Такие катаклизмы, по оценкам специалистов-сейсмологов могут случаться приблизительно раз за полтысячи лет.

Так или иначе, но XI - ХIII вв.- это период запустения поселения. До сих пор, несмотря на ежегодно ведущиеся широкие раскопки, не удается не только выделить слоев, но чрезвычайно редки даже находки отдельных вещей данного времени. Зато в XIV в. жизнь на плато возрождается на плато. формируется город Феодоро - столица одноименного христианского княжества, занимавшего значительную часть Юго-Западного Крыма.

Княжество Феодоро

Формирование княжества происходило в сложной политической обстановке, Контуры которой обозначились еще с вторжением на полуостров в 1223 г. татаро-монголов, разоривших богатый торговый город Судак. К середине XIII в. уже существует Крымский улус Золотой Орды с наместничеством в новом городе Крым или Солхат (совр. г.Старый Крым). В 60-х гг. на побережье появляютсягенуэзцы, получившие от Византии, в благодарность за помощь в изгнании крестоносцев право монопольной торговли на Черном море. впрочем, позже сюда же были допущены и их главные конкуренты, венецианцы, обосновавшиеся в Судаке. Столицей генуэзских колоний становится Кафа, выросшая на развалинах античной Феодосии, и вскоре превратившаяся в один из крупнейших городов Причерноморья, важнейший узел торговли между Востоком и Западом.

Юго-западная часть полуострова, оказалась несколько в стороне от описанных событий, именно здесь создались условия для формирования особого этнополитического организма, княжества Феодоро, оставившего яркий след в истории Крыма.

О дате и обстоятельствах появления княжества практически ничего неизвестно. При подходе к данной проблеме приходится учитывать как скудные, весьма неопределенные известия письменных источников, так и общий событийный фон. Политической консолидации православного населения, несомненно, способствовал ряд причин. При хане Узбеке в Золотой Орде в качестве государственной религии был принят ислам (1313/14 г.)

Как отмечалось выше, на побережье укрепляются генуэзцы, добившиеся от ханов заключения ряда выгодных для себя договоров, обеспечивавших им территориальные приобретения за счет захвата земель ранее принадлежавших грекам. Так в середине XIV в. была отнята приморская полоса Южного берега от Алушты до Чембало (Балаклавы). Несколько позже был захвачен Судак, с принадлежавшими ему селениями, причем город находился в подчинении татарской администрации, но генуэзцы воспользовались раздорами в Золотой Орде и общим ее ослаблением после Куликовской битвы, и вынудили татар подписать в 1381 г. договор, закрепивший эти приобретения. Таким образом, у местного христианского населения оставалась только территория между Херсонесом и верхним течением р. Альмы, на которой сконцентрированы так называемые "пещерные города" и где по археологическим данным наблюдалась на протяжении средневековой эпохи наибольшая концентрация оседлого земледельческого населения. Консолидирующим фактором была и неустойчивая политическая ситуация. Уже в 70-х гг. XIII в. в Золотой Орде проявляются признаки нестабильности, а к концу следующего столетия сепаратистские тенденции в различных ее частях, и, прежде всего на западе, стали очевидными. Ослабление центральной власти, частая смена ханов, противоборство группировок кочевой аристократии, позволило феодальной знати покоренных, прежде покорных чингизидам народов, сделать шаги к обособлению от ветшающей империи номадов. Так усиливается ряд русских княжеств, из которых доминирующую роль приобретает Московское, возникает Молдавское княжество. Не прочь были стать самостоятельными владыками в своих улусах и крупные татарские беи.

В Крыму, в силу обособленного географического положения и его огромной роли в транзитной, международной торговле, все эти тенденции были выражено особо четко. Еще в конце XIII в. полуостров испытал всю тяжесть внутриордынской усобицы, когда рейд орды эмира Ногая привел к разорению наиболее значительных городов. Вероятно, это событие способствовало объединению христианского греко-язычного населения под властью какой-то провинциально-византийской аристократической фамилии, возможно трапезундского происхождения. В период, когда Орда переживает острую внутреннюю смуту, главы крымских феодальных владений в 1363 г. совместно выступают против литовского князя Ольгерда и терпят от него поражение в битве на Синих Водах (р. Синюха, левый приток Южного Буга). Летописи называют их ханами солгатским (Солхатским), киркельским (Кырк-Ор - название крепости Чуфут-Кале до XVII в.) и манлопским, имя последнего, Дмитрий, явно указывает на его христианское происхождение. Это и первое определенное свидетельство о правителе княжестве. О том, что именно Мангуп становится в это время объединительным центром, свидетельствует надпись на камне, обнаруженная в начале нашего века при раскопках большой базилики. В ней прямо говорится о восстановлении в 1362 г. Феодоро и строительстве некоей Пойки, под которой, скорее всего, следует понимать цитадель города. Это первое упоминание названия, под которым в дальнейшем будет фигурировать княжество и его столица. Гораздо реже будет употребляется в различных вариантах топоним "Мангуп". Общеупотребительным последнее название крепости становится только после 1475 г., когда она перешла в руки турок.

В середине 90-х гг. XIV в. Крым оказался втянутым в грандиозную междоусобицу между золотоордынским ханом Тохтамышем и самаркандским правителем Тимуром (Тамерланом). Юго-западная часть полуострова подверглась разгрому, сопоставимому с тем, который учинил здесь столетием раньше Ногай. Теперь главный удар пришелся по молодой столице княжества Феодоро, обращенной в руины.

В начале XV в. она вновь возрождается, княжество входит в последний период своего существования и одновременно расцвета и наибольшей известности. Его границы на восток простирались до Алушты. Правда, побережье оставалось под властью враждебных княжеству генуэзцев. На севере р. Бельбек была рубежом с владениями Золотой Орды, а с 40-х гг. обособившегося от нее Крымского ханства. С последним у Феодоро были союзнические отношения. Общая численность населения княжества достигала 150 тыс. человек. При князе Алексее, правившем в 20 - 30-х гг., особенно пышно, в духе провинциально-византийского зодчества, отстраивается столица. В ней фактически заново возводятся базилика и дворец рядом с ней, существенно реконструируется цитадель.

Для обеспечения выхода к морским путям Алексей основательно укрепил порт и заново отстроил порт Каламиту. В 1433 г. феодоритам удалось захватить у генуэзцев крепость и бухту Чембало. Это значительно усилило позиции княжества на побережье. Однако, в ответ на это сенат Генуи снарядил военно-морскую эскадру из 20 галер с 6 тыс. солдат под командованием Карло Ломеллино. В июне 1434 г. после внезапного налета на город и недолгой осады, крепость пала. Большая часть ее защитников была перебита, а сын князя Алексея, руководивший обороной оказался в плену. При подготовке штурма генуэзцы применили артиллерийские орудия, снятые с кораблей. Это первый известный случай применения в Крыму пушек.

После падения Чембало, генуэзский отряд двинулся на Каламиту, которая была до его подхода оставлена жителями и беспрепятственно сожжена. Вероятно, были разорены и другие селения и укрепления принадлежавшие Феодоро. Так неудачно закончилась для владетелей Феодоро борьба за Чембало. Правда и триумф победителей был недолгим, а конец экспедиции вообще печальным. Вдохновленные успехом генуэзкие власти решили разделаться с союзником Алексея крымским ханом Хаджи-Гиреем, основателем династии, правившей ханством, ставшим при нем независимым от Золотой Орды, на протяжении 350 лет. Отряд Ломеллино с городским ополчением общей численностью 8 тыс. человек был наголову разбит пятитысячным войском Хаджи-Гиреем на полпути от Кафы к Солхату (Старый Крым), городу тогда бывшему ханской резиденцией. Это заставило Кафу искать пути примирения, в частности плененный княжич был освобожден, вероятно, после смерти отца он стал правителем Феодоро. Известно его прозвище - Улу-бей (Большой князь), возможно, оно указывает на то, что воспитание он получил в знатной татарской семье.

Вообще о правящей династии правившей Феодоро известно мало. Весьма популярна гипотеза о ее происхождении от знатных выходцев из Трапезундской империи.

В 1471 после смерти Олубея на престол взошел, вероятно, его брат Исаак. В генуэзских документах его называют Саик, а в русских - Исайко. При нем особенно расширяются внешние связи Феодоро. В 1472 г. мангупская княжна Мария становиться женой господаря Молдавии Стефана III Великого. В 1474-1475 гг. Великий князь московский Иван III поручил своим послам вести переговоры о женитьбе своего сына на дочери князя феодоритов. Однако осуществлению этого замысла помешало турецкое вторжение.

Весной 1475 г. умершего Исаака сменил князь Александр, но правление его было не долгим. 31 мая этого года турки-османы высадились под Кафой. Через неделю город сдался на милость победителя, которой не последовало. Быстро были захвачены и другие крепости генуэзцев. Только Мангуп оказал достойное сопротивление.

На помощь ему накануне осады прибыл отряд из трехсот валахов, направленный господарем Молдавии Стефаном III, на помощь своему шурину князю Александру. Намечался также оборонительный союз с венгерским королем. Тем не менее, после полугодовой осады город пал.

Осада продолжалась полгода и развивалась по сценарию, разыгранному за двадцать два года до этого под стенами столицы Византии, продержавшейся всего два месяца. Тогда очевидец событий лаконично определил главную, по его мнению, причину успеха турок: "Пушки решили все". Слова эти полностью применимы и к событиям под Мангупом. Две тяжелые осадные пушки с дистанции около 200 м метали гранитные ядра диаметром 42 и 35 см, весом соответственно 100 и 65 кг. Ужасающий их грохот имел и огромный психологический эффект. Ведь об этом новейшем по тем временам оружии большинство феодоритов знало только понаслышке. Тем не менее, город сопротивлялся отчаянно.

Не раз под обстрелом защитникам приходилось латать бреши, пробитые ядрами в византийских, без малого тысячелетнего возраста, стенах. Турецкие источники глухо свидетельствуют о том, что только хитростью - притворным отступлением, удалось выманить осажденных и на их плечах ворваться в город.

Княжеская семья, захваченная в плен, была привезена в Константинополь, где взрослые мужчины были казнены, малолетние мальчики обращены в ислам, а женщины попали в султанский гарем. На захваченных землях княжества был образован кадылык (округ), управлявшийся кадием (судьей). Новые хозяева, понимая стратегическое значение крепости, поставили в ней гарнизон, перестроили некоторые укрепления внешней линии оборон, приспособив их к использованию огнестрельного оружия.

На три столетия бывшая столица православной Таврики превратилась в турецкую крепость, оставленную гарнизоном после 1774 г. когда Кучук-Кайнарджийский договор подвел итог российским победам над османской армией на Дунае и вывел Крымское ханство из вассальной зависимости от Стамбула.

Мангуп - караимская община

Последняя четверть. XV - конец XVIII в. - последний период жизни Мангупа. После захвата крепости турками (1475 г.) христианское население быстро сокращается, полностью исчезая к середине XVII в. Небольшая иудейская караимская община появляется здесь еще в середине XV в., значительный рост ее приходится на следующее столетие. Она застраивает обширный пустырь вокруг руин большой базилики и верховья ущелья Табана-дере, где строится синагога. Во второй половине XVII в., в городе остается преимущественно караимское население. В 1791-92 гг. оно покидает Мангуп, частью перебравшись в Чуфут-Кале. Здесь рядом с кенасой местной общины была построена новая, для пришельцев.

Как показали раскопки, постройки усадеб XVI - XVIII вв. были возведены из бутового необработанного и тесаного камня, взятого из более ранних разрушенных зданий, в том числе и базилики. Обычно дома были двухкамерными. В помещениях и во дворах под навесами находились тандыры, купольные печи для выпечки лепешек и обогрева; они типичны для традиционного горно-крымского жилища, хорошо известного по этнографическим данным.

В верховье Табана-дере распологается обширное караимское кладбище, где сохранилось более тысячи надгробий, на многих из которых еще видны надписи, выполненные на древнееврейском языке, использовавшимся караимами для молитв и эпитафий, разговорным же служил язык близкий к крымско-татарскому.

А.Г.Герцен

Окрестности

У подножия Мангупа, под гладью искусственного озера, скрываются руины средневекового поселения и большого христианского храма, базилики, обнаруженные при рытье котлована и, к сожалению, так и не доследованные археологами. Когда в конце лета уровень воды понижается, остатки храма вновь являются на свет божий, дабы напомнить людям о своем существовании, а затем весной вновь исчезнуть в пучине. Сколько еще времени продлится этот грустный цикл? В свое время часть камней с базилики была снята и перенесена на возвышенное место на окраине деревни с целью воссоздания храма на незатопляемом месте. Там они лежат беспорядочной грудой и поныне. К чести местных жителей следует отметить, что, несмотря на нужду в строительном материале, ни один камень не был взят отсюда.

От озера открывается великолепная панорама северного фасада Мангупа с выступающими вперед обрывистыми мысами. Напротив него, слева, на крутом откосе, покрытом осыпями, высится вертикальный обрыв массива Чардаклы-баир, составляющий в этом районе коренную часть Внутренней Гряды, к которой привязаны все пещерные города Крыма. Когда-то, несколько десятков миллионов лет назад, Мангупское плато и этот массив составляли единое целое, но затем тектоническими и эрозионными процессами они были разведены обширной сквозной долиной, которая именуется или Джан-дере, или по расположенному в ней селу Ходжасалинской. Так Мангуп превратился в большой, сложенный мшанковыми известняками останец, или гору-свидетель, с высотой без малого на 600 м. над уровнем моря.

А.Г.Герцен

Мангуп - пещерная церковь на поляне Кильсе-тубю

Если вы находитесь рядом с Девичьим озером, то вы можете осмотреть церковь в Кильсе-Дере. Это маленьких храм, высеченный в обломке скалы. Чтобы пройти к нему, необходимо пройти через т/с МАНГУП к подножию Чардаклы-Баир. Затем по тропе, идущей посклону Чардаклы-Баир в северном направлении, подняться на склон вышеупомянутой горы. Примерно через минут 5-10 вы и увидите в обломке скалы высеченный храм. В алтарной части храма можно увидеть еле заметные остатки фресковой росписи.

Церковь расположена на склоне балки Корув-дере (Загражденный овраг), или Кильсе-дере (Церковный овраг), прорезающей южный склон куэсты Чардаклы-баир напротив мыса Чамну-бурун Мангупского плато. Храм вырублен в отдельно стоящем обломке скалы, оторвавшемся от коренного массива. Наос имеет прямоугольную в плане форму. В северной стене прорублено большое квадратное окно, а в западной -- сильно разрушенный дверной проем со следами пазов для деревянной дверной коробки. Фреска в апсиде к настоящему времени сохранилась очень плохо. По свидетельству Н.Репникова, видевшего ее в 30-е гг., здесь был избражен Деисус на синем фоне, с опушкой широкой киноварной каймой. В составе композиции были: Христос, сидящий на престоле. Богородица и Иоанн Предтеча, стоящие в полный рост. Исследователь по внешним признакам датировал роспись концом XIV или началом XV в.

Ниже храма на поляне Кильсе-тубю следы селища (подъемный материал XIII -- XV вв.).

А.Г.Герцен, Ю.М.Могаричев

Каламита | Челтер-Мармара | Шулдан | Эски-Кермен | Кыз-Куле | Мангуп-Кале | Сюйренская крепость | Челтер-Коба | Качи-Кальон | Кыз-Кермен | Тепе-Кермен | Чуфут-Кале | Успенский монастырь | Бакла

Пещерные города Крыма. Главная страница