Кыз-Куле

Вид с востока

Как добраться

Остатки средневековой башни с воротами - замок Кыз-Куле (Девичья башня) расположен западнее городища Эски-Кермен, на другой стороне балки Джурла, на плато соседнего мыса Топшан.

Вначале предлагается осмотреть "пещерный город" Эски-Кермен.

Особенно эффектно Кыз-Куле смотрится с площадки северного дозорного комплекса городища Эски-Кермен

Из Симферополя

1.

На рейсовом автобусе доехать до с.Красный Мак. Выйти возле монумента в виде скорбящей женской фигуры, возведенном в память о павших в боях и замученных фашистами в канцлагерях во время ВОВ. В братской могиле похоронен 281 человек. Далее от памятника идем по направлению к скалам с причудливыми фигурами выветривания. Те, что нависают с запада, и своими фигурами напоминают головы великанов, нзываются Баш-Кая - Вершина-голова. Идем по направлению к этим скалам. На площади сворачиваем налево по сельской улице. Ориентировочно проход всего села займет 20-30 минут. За селом через разрыв в гряде скал с запада в Каралезскую долину вливается широкая балка, по которой идет грунтовая дорога к карьеру, который напротив Эски-Кермен. Перед карьером сворачиваем направо и идем до ограды частного фермерского хозяйства, перегораживающей ущелье Черкес-Кермен. Здесь до начала 1970-х годов располагалась деревня с таким же названием. После депортации крымских татар переименовано в Крепкое. Слева Эски-Керменское плато. Необходимо зайти внутрь этого фермерского хозяйства и пройти около 150 метров по ущелью Черкес Кермен. Слева по ходу движения в обрывах плато Топшан (на котором и расположено Кыз-Куле) будет вырубная лестница, по которой можно подняться на плато. Если подъем вам покажется экстримальным, то можно пройти чуть дальше до родника и по балке подняться на плато Топшан. На самом плато следует идти в обратном направлении, и вскоре перед вами предстанет укрепление Кыз-Куле.

2.

Если же вы предпочли добираться на железнодорожном транспорте. То доезжаете до платфомы "1509 км", отсюда по дороге пешком пройти через села Фронтовое и Холмовку. Затем, в конце села Холмовка, сворачиваем направо и идем по асфальтированной дороге. Слева вы увидите гору Кая-Баш. Идем вдоль полей, при этом гора Кая-Баш остается слева. Если оглянуться назад, то можно увидеть восхитительный вид: как на ладони оказываются сфинксы Каралезской долины, винеется Сосновый мыс пещерного города Мангупа, еще далее виден силуэт Тепе-Кермена, Сюреньской крепости. Продолжаем путь вдоль полей и садов. Пройдя около 40 минут (от села Холмовка) окажемся рядом с карьером. Дальше см. предыдущий маршрут.

Из Севастополя

Добраться до Эски-Кермена можно и со стороны Севастополя. Есть два варианта.

1.

Доехать на рейсовом автобусе до с.Терновка. Затем идти в сторону пещерного монастыря Челтер-Мармара (как подробно до него добраться см. Челтер-Мармара). Осмотрев пещерный монастырь Челтер-Мармара и поднявшись на плато, продлжаем путь по балке Бильдеран. По ней проходила древняя дорога к Херсонесу. Следуя по этой балке, пройдите мимо дома пасечника, и вскоре тропа выходит к плато обрывистой столовой горы Эски-Кермен. Потом необходимо обойти Эски-Кермен либо с западной, либо с восточной стороны и, свернув налево, зайти в соседнее западное ущелье Черкес-Кермен (зайти в частное фермерское хозяйство "Казак"). Пройдя около 150 метров по ущелью Черкес Кермен, слева по ходу движения в обрывах плато Топшан (на котором и расположено Кыз-Куле) будет вырубная лестница, по которой можно подняться на плато. Если подъем вам покажется экстримальным, то можно пройти чуть дальше до родника и по балке подняться на плато Топшан. На самом плато следует идти в обратном направлении, и вскоре перед вами предстанет укрепление Кыз-Куле.

2.

Так же доехать до с.Терновка на рейсовом автобусе. Затем идти к пещерному монастырю Шулдан (подробнее дорогу см. в статье про Шулдан). Осмотрев монастырь Шулдан, под обрывом горы Шулдан Бурун проходим около 500м в сторону с.Терновка. Затем поворачиваем направо по тропе. Сразу перед вами раскинется огромное поле, затем следуйте по тропе вниз балки Кафка-Богаз (или Пятая балка). Вскоре покажутся два озера и родник - это туристическая стоянка Пятая Балка. Затем идите далее по тропе и дойдя до грунтовой дороги, пересекающей вашу тропу под углом в 90 градусов, сворачиваем на лево. Продолжаем путь вдоль куэсты и, пройдя около полутора км, покажется гора Эски-Кермен. Далее см. пункт 1.

История

Западнее Эски-Кермена, на другой стороне балки Джурла, на плато соседнего мыса Топшан, высится квадратная в плане башня с воротами. Это остатки укрепленного замка Кыз-Куле (Девичья башня). Особенно эффектно она смотрится с площадки северного дозорного-комплекса. Кажется, башня рядом и к ней можно легко и быстро добраться. На самом же деле на Кыз-Куле можно подняться лишь древней пешеходной тропе с вырубленными в скале ступенями из другого ущелья, расположенного западнее башни. Для этого надо спуститься с северного дозорного комплекса на седловину и свернуть налево, осторожно спускаясь по уступчатому, местами со следами искусственных подрубок, склону. Затем по дороге выйти к бывшему селу Крепкому (сейчас здесь находятся кошары). Отсюда из ущелья можно подняться к замку.

С юга к башне по плато Топшан вела дорога, которую перед воротами пересекал неглубокий ров, вырубленный в скале. Переезжали через него по деревянному мостику. На территории замка видны следы построек. Около башни была раскопана миниатюрная одноапсидная часовня, внутри которой вырублены усыпальницы. Функционировала она с XI по XIII в. Высказывалось предположение, что укрепление возникло в конце IX - начале X вв., и погибло от сильного пожара в конце XIII - начале XIV в. Однако в письменных источниках есть указание на его существование в более позднее время. Нет твердых доказательств и в пользу столь ранней даты появления этого миниатюрного замка. Не исключено, что он вырос на соседнем плато после гибели Эски-Кермена и был резиденцией местного феодала, которому было подчинено лежавшее внизу в ущелье село Черкес-Кермен. Обширная территория мыса, защищенная башней, практически лишенная не только культурного, но и почвенного слоя, предназначалась, вероятно, в качестве убежища для селян на случай военной угрозы.

К западу, востоку и югу от Кыз-Куле простирались ухоженные поля. Земледелие специализировалось тут на зерновых культурах (пшеница, полба, ячмень, просо). Обуглившееся пшено было найдено на Эски-Кермене в пифосах XIII в., а рубленная пшенично-ячменная солома в штукатурке его базилики. Землю пахали в те времена на волах, хлеб убирали серпами, а хранили обычно в ямах, вырубленных в скале или вырытых в грунте. Грунтовые ямы обкладывали камнем, обмазывали глиной, которую потом обжигали. Этот способ хранения зерна был унаследован от античного времени. В качестве зернохранилищ, как уже было сказано выше, использовали и пифосы.

Занимались здесь также виноградарством, садоводством и огородничеством. В садах обильно произрастали всевозможные плодовые Деревья: груши, яблони, сливы, вишни, айва, персики, абрикосы, миндаль и другие. Особое место занимали грецкий орех, орех-фундук. Повсюду в горном Крыму на местах средневековых поселений встречается одичавшее потомство этих растений. Раскопки нередко дают их обуглившиеся семена и плоды. Большое количество плодов сушилось на зиму. Кроме того, из их сока приготовляли всевозможные напитки и варили густые сладкие сиропы, заменявшие сахар. Такой же обработке подвергали и собранные в лесах дикорастущие плоды - кизил, груши, яблоки, терн. На Эски-Кермене и рядом с ним было развито виноделие. Свидетельство тому - тарапаны.

Значительное место в хозяйстве средневекового Крыма занимало животноводство. Во время раскопок кварталов на Эски-Кермене и на селищах найдены кости крупного и мелкого рогатого скота, свиней. Тягловой силой служили быки и волы, широко для перевозок использовались ослы, реже лошади, что отчасти объясняется условиями горных мест - крутыми подъемами и спусками.

В средневековом стаде горного Крыма преобладали овцы и козы - "поставщики" молока, сыра, мяса, шерсти и шкур. Судя по костным остаткам, а также высоте высеченных в скале каменных кормушек, разводили тут и коров малорослой горной породы, отличавшейся довольно высокой жирностью молока.

Эски-Кермен, расположенный на труднодоступном плато с сильной оборонительной системой, занимал в хозяйственной жизни округи доминирующее положение. Это было экономически развитое поселение со" своим ремесленным производством - собственными гончарами и кузнецами, каменотесами и плотниками, кожевниками и ювелирами.

О довольно развитом гончарном производстве говорит его продукция - пифосы, амфоры, фляги, столовая и кухонная посуда. Изготовлялась здесь и своя черепица. Имеются характерные только для Эски-Кермена рельефные клейма в виде различных знаков и схематических изображений животных. В метках других гончарных центров средневекового Крыма многие из них не повторяются.

На месте бывшего села Крепкого (до 1944 г. - Черкес-Кермен), в балке к северо-западу от Кыз-Куле, рядом с источником располагалось большое сельское поселение, основательно разрушенное в более позднее время. В обрывах скал, окружавших его, высечено много искусственных пещер, приспособленных для хозяйственных нужд. В верховьях балки, на скалистом отроге, выступающем из ее верховий, находится небольшая пещерная церковь. В литературе она называется храмом Донаторов, то есть дарителей. На стенах сохранились фрагменты фресковой росписи второй половины XIV в., среди них - изображение Христа и евангельские сюжеты. В нише на западной стороне храма - изображение князя, его семьи и святых, ее покровителей. Возможно, храм принадлежал князю, владевшему Кыз-Куле.

Окрестности

В окрестностях Кыз-Куле можно осмотреть Эски-Кермен и Храм Донаторов

Каламита | Челтер-Мармара | Шулдан | Эски-Кермен | Кыз-Куле | Мангуп-Кале | Сюйренская крепость | Челтер-Коба | Качи-Кальон | Кыз-Кермен | Тепе-Кермен | Чуфут-Кале | Успенский монастырь | Бакла

Пещерные города Крыма. Главная страница