Каламита

Башня Барбакан Каламита расположена в низовьях долины р. Черной (Балаклавский район г. Севастополя). Близость к Севастополю и Херсонесу, легкодоступность, уникальность ряда пещерных церквей - все эти факторы способствовали тому, что они стали одними из самых известных и популярных археологических памятников полуострова. Данный комплекс состоит из крепости Каламиты и, вероятно, не менее 8 пещерных монастырей и скитов. Часто эти объекты называют памятниками Инкерманской долины или просто Инкерманом.

Крепость Каламита (вероятно, с греческого "камышовая", хотя существуют и другие переводы, напр, с латинского - "бедствие", "несчастье") расположена на восточном берегу р. Черной, на юго-западной части Монастырской скалы, являющейся отрогом Мекензиевых гор. С южной, западной и северо-западной сторон скала ограничена отвесными обрывами высотой от 40 до 60 м. С северной и восточной (напольных) внутреннее пространство крепости (площадью около 1,2 га) защищено оборонительными сооружениями, состоящими из 6 башен, соединенных куртинами (длина 234м), вырубленного в скале рва и глассиса. Общая длина оборонительных сооружений крепости по периметру превышала 500 м.

Карьер рядом с Каламитой Алтарь в церкви с крещальней Вид на церковь в Каламите

Как добраться

Из Симферополя

Если вы добираетесь из Симферополя, то лучше поехать на электропоезде Симферополь-Севастополь. Выходиь следует на станции пл.1501 км и далее продолжать путь против движения электрички (т.е. немного возвратиться). И вскоре вы увидите вначале пещеры Загайтанской скалы, а немного далее пещеры в Монастырской скале. И вот уже прямо возле железнодорожного полотна виднеется свято-климентовский мужской монастырь. Далее дорога подводит к старому, полуразрушенному фонтану.

Из Севастополя

Добраться из Севастополя до Каламиты можно несколькими способами.

1 способ. Если вы едите со стороны Севастополя на электричке Севастополь-Симферополь, то доезжаете до станции платформа 1501 км сразу после станции Инкерман-I. Выходить на платформе стоит побыстрее, так как электричка здесь стоит всего несколько минут. Далее нужно пойти вдоль железной дороги по ходу движения электропоезда. И вскоре вы увидите вначале пещеры Загайтанской скалы, а немного далее пещеры в Монастырской скале. И вот уже прямо возле железнодорожного полотна виднеется свято-климентовский мужской монастырь. Далее дорога подводит к старому, полуразрушенному фонтану.

2 способ. На рейсовом катере, следующим от Графской пристани, следует добраться до остановки Малый Инкерман. От пристани уже видны стены и башни Каламиты. (До этой остановки можно добраться маршрутным такси N104, отправляющимся от остановки 5км). От остановки идти вдоль шоссе Севастополь-Симферополь с очень напряженным движением. По дороге пересекаем Черную речку в месте ее впадения в Севастопольскую бухту, вокруг - индустриальный пейзаж. Слева - площадка, где разрезают для переплавки отслужившие свой срок корабли, справа - завод железобетонных изделий.

От шоссе в сторону крепости ответвляется проселочная дорога. Она ныряет в тоннель под железнодорожным полотном и подводит к старому, полуразрушенному фонтану. Это место называют источником св.Климента. Согласно преданию, первый римский папа Климент был сослан в местные каменоломни. Здесь он все же продолжал энергичную проповедь христианства, являя различные чудеса. Одним из них и было будто бы появление источника, оформленного потом в виде фонтана. Фонтан имеет вид невысокой, увенчанной треугольным фронтоном стеной с нишей. Рядом - кладбище, которое заросло большими тенистыми деревьями. Въездные ворота Дорога поворачивает вправо, к монастырю, но о нем - позже. Перед монастырскими постройками влево отходит древний путь, ведущий наверх, в крепость. Он крут, извилист, местами сужается в тропу. Поднимается вдоль старого, заброшенного виногорадника, иногда дорога превращается в неширокую полку, вырубленную в скале. По ней направляемся к массивной трехъярусной полукруглой башне, перерезанной глубоким въездным тоннелем (здесь были ворота) с арочным сводом. На замковом камне свода виден крест и следы надписи.

История

Впервые детальное научное исследование памятника в 90-х гг. XIX в. предпринял А.Л. Бертье-Делагард. Он на основе визуального обследования и изучения письменных источников предположил, что крепость была сооружена в 1427 г. мангупским князем Алексеем, а затем перестраивалась турками в конце XVI -XVII вв. В конце 40-х - 50-х гг. XX в археологические исследования здесь проводила экспедиция под руководством Е.В. Веймарна, по итогам которых исследователь пришел к выводу, что оборонительные стены на плато Монастырской скалы были возведены в VI в. и до начала XVIII в. пять раз перестраивалась и ремонтировалась. В 80-х гг. работы на Каламите продолжил В.Ф. Филиппенко. Он выявил не менее трех строительных периодов -раннесредневековый, XV в. (алексеевский) и турецкий. Несмотря на то, что среди современных исследователей существуют различные точки зрения об этапах истории крепости, можно все же отметить следующее.

Вероятнее всего, строительство укрепления в Инкермане связано с деятельностью в Таврике византийской администрации. Очевидно, оно было возведено во второй половине VI - VII в., в один исторический период с созданием фортификационных сооружений Мангупа, Эски-кермена, Чуфут-кале, Баклы, Тепе-кермена. Каламита - ближайшая к Херсонесу византийская крепость, располагавшаяся на перекрестке дорог, ведущих из степей и предгорий Крыма к Херсону. Фактически это последнее серьезное препятствие Для врагов, пытавшихся проникнуть к главному опорному пункту византийцев с севера. Как предполагали некоторые авторы (В.Ф. Филиппенко, С.Б. Сорочан), в Данном районе был построен еще ряд более мелких укреплений. Однако это Положение нуждается в дальнейшем обосновании. Очевидно, что весь период, пока Византия контролировала данный район, крепость функционировала практически постоянно.

С момента образования княжества Феодоро и включения в его гра низовий р. Черной, Каламита становится, вероятно, единственным его гк подчеркивая значения этого государственного образования как мое державы. Она фигурирует на ряде порталанов (компасных карт) Черного XIV-XV вв. Собственно крепость находилась приблизительно в 2 км от сан порта, но выполняла важную задачу его охраны. Как сообщают источни иногда порт использовался и для переправки рабов, купленных турецк, купцами у татар.

Значение Каламиты резко возрастает в 20-х гг. XV в., когда при Кня Алексее здесь происходит кардинальная реконструкция оборонительн системы, хотя, очевидно, феодориты проводили здесь строительные рабоц неоднократно. Именно отстроив Каламиту, Алексей в 1433 г. захватил Чембалс В 1434 г. генуэзцы, вернув свою крепость, подчиняют на короткое время (д 1441 г.) и Каламиту. По мнению В. Л. Мыца и В.П. Кирилко, они также провели ремонт оборонительной системы. Последними Каламит}' реконструировали турки. Они приспособили крепость к новым требованиям в фортификации. связанным с появлением огнестрельного оружия. В середине XVIII в. гарнизон Каламиты (уже Инкермана) насчитывал 50 солдат, которые проживали в предместье. В XVIII в. значение Каламиты как крепости исчезает, и жизнь на ней прекращается.

Ю.М. Могарычев "Пещерные города" в Крыму

План городища. Достопримечательности

План городища План городища

Окрестности. Инкерман

План окрестностей Инкермана Вид на пещеры в монастырской скале Загайтанские пещеры
Инкерман - загайтанская скала

Скальные сооружения Загайтанской скалы, в отличие от других пещерных комплексов Инкермана, практически полностью выпали из поля зрения исследователей. Труднодоступность (в некоторые помещения невозможно попасть без специального снаряжения), плохая сохранность привели к тому, что они осматривались поверхностно.

Первые конкретные сведения встречаются только у А.Бертье-Делагарда. Он опубликовал краткое описание и план "на глаз" храма "Вознесения" на юго-западном мысу, упомянул о скальной апсиде (без публикации плана) в восточной части комплекса и сообщил о какой-то недоступной церкви. Исследователь предположил существование еще нескольких церквей, которые не смог обнаружить.

Н.Репников в "Материалах к археологической карте" и в отчете о работе Инкерманской экспедиции также приводит схематичный план храма и повторяет выводы Бертье-Делагарда. Им замечено, что из 96 пещер Загайтанской скалы доступны лишь около 30.

Нами в 1995г. были рассмотрены и опубликованы три церкви (ранее неизвестные).

Помещения Загайтанской скалы разделяются на два комплекса: в юго-западной и восточной частях.

На Загайтанской скале насчитывается 11 церквей. Не исключено, что первоначально их могло быть больше: часть пещер разрушилась, а часть в настоящее время недоступна. Обращает на себя внимание тот факт, что большинство церквей здесь подверглось сильному разрушению. Это может объясняться, с одной стороны, мягкостью скальной породы, по сравнению, скажем, с Монастырской скалой, с другой стороны, на наш взгляд, здесь присутствует и временной фактор.

По своим архитектурным особенностям большинство церквей Загайтанской скалы выделяется из комплекса храмов Инкермана, да и всего Юго-Западного Крыма, "архитектурным аскетизмом" (за исключением храма "Вознесения"): в них отсутствует декор; апсидами, как правило, служат алтарные ниши, они не совсем четко выделяются из основного пространства, как это имеет место в церквах, например, св.Георгия, или Евграфия.

С другой стороны, как отмечалось, в храмах много следов перестроек, что указывает на относительно длительное их функционирование. Обработка большинства церквей Загайтанской скалы - Т.2, - в отличие от остальных, где она типа Т.З.

Следовательно, надо думать, что церковный комплекс Загайтанской скалы в основном сформировался до середины XIV в., а его древнейшая часть находилась в восточной части. Это подтверждается и тем, что архитектурно-выразительный храм "Вознесения" расположен в юго-западной части, то есть на ближней к Монастырской скале, где, как отмечалось, архитектурное решение церквей уже иное.

Все приведенные аргументы: степень сохранности помещений, их архитектурные особенности, топографическое расположение - позволяют сделать вывод, что первоначально возник монастырь в восточной части Загайтанской скалы, который, вероятнее всего, является древнейшим в Инкерманской долине. Впоследствии от него мог отделиться монастырь (или скит) в юго-западной части.

В ряде церквей Загайтанской скалы на стене вырублены и процарапаны кресты и другие изображения.

По своим формам, стилистике, характеру расположения кресты из церкви N 7 ближе всего к подобным знакам в Чилтер-мармаре в частности кресту, вырезанному под надписью 1403г. Такой же крест есть на перстне XIV-XIV вв. из Мангупа (устное сообщение А. Герцена). Аналогичные знаки известны на арке из Баклы XII-XIII вв., метках на черепице, в пещерном монастыре Аладжа в Болгарии. Как отмечал Г.Атанасов, подобные кресты в Болгарии известны с IV до XII в. Такой же крест есть в церкви 21 из долины Гореме (Каппадокия), датирующейся XI-XII вв.

Знак, аналогичный крестам N4, 5, есть в церкви N 27 долины Гореме, относимой к XI в.

Таким образом, кресты, аналогичные крестам N3-5 из церкви N7 известны во всем средневековье, но наиболее распространены в XI-XIV вв.

Кресты из церквей N5, 6 датируются также широко. Они есть и в Чилтер-мармаре, на надгробиях различного времени (от раннего средневековья до XIII в.), в пещерных церквах Каппадокии различных периодов.

Что касается изображений из церкви N7, то их аналогии также имеются в Чилтер-мармаре и среди меток на черепице XII-XIII вв.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - комплекс в юго-западной части Загайтанской скалы

Комплекс насчитывает 25 помещений, из них 2 церкви. Часть комплекса ныне срезана каменоломней.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - храм "Вознесения"

Рисунок можно увеличить.По сведениям источников, он сильно пострадал во время обвала в 1794 г. и в настоящее время разрушен. Ниже приводим описание А.Бертье-Делагарда и планы, выполненные им и П.Бабенчиковым.

"... Издали заметны остатки редкой по типу церкви: это подражание плоскому купольному перекрытию на четырех арках, опирающегося на углы среднего квадрата, от которого, кажется, в три стороны, восточную, северную и южную вделаны три полукруглые абсиды, лицевая выходная (западная) была вероятно прямая. Доступ к этой церкви почти невозможен и весь низ ее обрушился, так что потолок с арками и столбами висит не поддержанный снизу; точный ее обмер, по недоступности я не мог сделать, посему... даю ее с приблизительным обмером, на глаз. Направление алтаря 40 гр. Е: алтарная преграда состояла из трех арок, средняя была, конечно, царской дверью, а боковые, вероятно, были сплошные, на некоторую высоту от пола... На карте Батурина описанная пещерная церковь названа церковью Вознесения Господня".

А.Якобсон считал храм "Вознесения" мемориальной церковью, близкой к "херсонским раннесредневековым" постройкам".

И если с первым выводом можно согласиться, то второй не выдерживает критики, так как конхиальные церкви подобного плана не редкость на Балканском полуострове и в XI-XIV вв.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - Загайтанская скала - церковь N2

Церковь N 2 расположена восточнее храма "Вознесения" в одном из уступов скалы. В настоящее время она почти разрушена: сохранились восточная и северная стены и часть потолка у алтарной ниши.

Наос был прямоугольный, длина сохранившейся части 3,7м, ширина 2,6м. Потолок был выполнен в виде коробового свода. Алтарная часть 1,7х0,97х0,64м, ориентация 120 гр. ЮВ, расположена в восточной стене. В северной стене в нише размерами 1,64 х 2,2 х 0,8 м вырублена гробница. Здесь же еще одна ниша 0,42х0,38х0,2м, очевидно, для размещения икон.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - комплекс в восточной части Загайтанской скалы

Комплекс расположен в 300 м к востоку от комплекса в юго-западной части и состоит из 96-ти, в основном сильно разрушенных, помещений. Нам удалось выделить здесь 8 церквей.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - "апсида Бертье-Делагарда"

Церковь N 3 , так называемая "апсида Бертье-Делагарда", который сообщал: "Мне удалось (в восточной части Загайтанской скалы. - Ю.М.) найти только одну алтарную апсиду, полукруглую диаметром до 4 аршин. Небольшой выступ в глубине ее был престолом: на апсиде ее уцелела штукатурка и следы росписи красками. Штукатурка уже носит совершенно временный характер: сделана не тонким слоем одной извести на гладкой скале, как в других церквях, а слоем около полу-дюйма толщиною, известью с песком и сама скала наклевана, для того, чтобы к ней приставала штукатурка".

Рисунок можно увеличить.В настоящей работе мы публикуем план и более подробное описание памятника.

Апсида полуовальной формы размером 3х1х1,5м. Ее ориентация - 30 гр.СВ. Практически в центре стены имеется прямоугольный скальный выступ 0,7х0,34м. Под ним и частично сбоку вырублена ниша. По всей видимости, это остатки престола. Поверхность скалы в апсиде имеет обработку Т.3. Бертье-Делагард еще видел следы фресок. К сожалению, в настоящее время сохранились лишь насечки для нанесения штукатурки. Пол помещения засыпан скальной крошкой и натечной землей до 9,4 м. По обеим сторонам к апсиде примыкают различные пещерные сооружения. Вероятнее всего эта алтарная часть являлась частью разрушенной церкви, наос которой был скальным, а затем разрушился или, скорее всего, он был каменный. Такие примеры известны в средневековом Крыму, например на Качи-кальене.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - Загайтанская скала - церковь N4

Церковь N 4 расположена в 4-м ярусе пещерного комплекса в 20 м к востоку от N 3, напротив котельной тепличного хозяйства. Подверглась сильной эрозии: в настоящее время сохранились лишь апсида и примыкающая к ней часть наоса. Кроме того, в центре лежит скальная глыба 2х4х3м - обрушившаяся часть потолка. Поверхность потолка сильно эрозирована, пол засыпан скальной крошкой. Размеры сохранившейся части храма 5,8х7,32х2,28м. Апсида овальной формы, ориентирована 30 гр. СВ. Здесь по всему периметру расположен синтрон высотой до 0,6м, шириной до 0,55м.

Арочная ниша 1,08х0,93х0,48м, вырубленная в восточной части апсиды над синтроном, ориентирована на 60 гр. В ее основании сооружено прямоугольное углубление 0,37х0,27х0,17м (престол). К северу от нее в синтроне вырублено еще одно прямоугольное углубление 0,33х0,1м. Скорее всего, это остатки первоначального престола. Это предположение подтверждается тем, что последнее углубление расположено в центре апсиды. Этот первоначальный престол ориентирован на север, и, вероятно, поэтому впоследствии появляется новая алтарная ниша с более точной ориентацией на восток.

В южной стене апсиды вырублена прямоугольная ниша размерами 2,4х0,74х0,4м, вероятно, жертвенник. В северной части храма на стыке апсиды и наоса сохранились остатки алтарной преграды. В центре наоса в полу вырублена прямоугольная яма 1х2х0,8м, вероятнее всего, это гробница.

Рядом с храмом и выше расположено несколько пещерных сооружений.

Судя по сохранившейся части пещерной церкви, первоначально храм был относительно больших размеров, однако определить их точно из-за разрушения не представляется возможным.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - Загайтанская скала - церковь N5

Комплекс из трех помещений и церкви расположен в 3-м ярусе пещер под церковью N 4. Общие размеры 10,4х4,5м. Все помещения с юга соединялись галереей шириной 2м.

Церковь размерами 4х1,9м (в сохранившейся части) имеет прямоугольную в плане форму. Апсида подковообразная шириной 1,68м. Справа от апсиды в стене вырублена ниша (0,8х0,78х0,1м). У северной стены наоса сохранились остатки скамьи высотой до 0,5м. Потолок наоса коробовый. В западной части потолка вырублена проушина для подвешивания светильника. Южная стена отсутствует. Весь пол покрыт слоем скальной крошки мощностью до 0,4м.

Помещение N 1 размерами 2,64х1,98м неправильной в плане формы. Вход в него со стороны галереи, во всю ширину южной стены. В западной и северной стенах на высоте 0,8м имеются вырубки, очевидно, для установки деревянной лежанки.

Помещение N 2 - прямоугольной формы, размерами 1,88х2,06м. Дверной проем шириной 0,76м расположен со стороны галереи. Потолок коробовый, постепенно понижающийся в сторону входа. Рядом с последним сохранились следы скальной ступени. В потолке устроены проушины для подвешивания светильников. На южной стене у дверного проема сохранились фрагменты греческой надписи.

В стене между помещениями N 1 и 2 вырублен крест в круге с расширяющимися концами размерами 0,25х0,27м.

Помещение N 3 - прямоугольной в плане формы, размерами 2,3х2,3м (реконструкция по потолку). Потолок коробовый.

По всей видимости, данные пещеры в период функционирования монастыря являлись комплексом, состоящим из церкви и трех келий.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - Загайтанская скала - церковь N6

Церковь N6 находится в 3-м ярусе пещер, в 25м к югу от храма N 4. К настоящему времени сохранились северная и восточная стены и часть пола наоса. Размеры сохранившейся части 3,9х4х2,3м.

Алтарь был выполнен в виде ниши. Потолок коробовый. В северной стене устроена гробница 1,66х0,96м. На наружной стене вырезан крест с расширяющимися концами.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - Загайтанская скала - церковь N7

Церковь N 7 расположена в 3-м ярусе, в 30 м к югу от храма N 6. В настоящее время сохранились алтарь и большая часть наоса.

В плане алтарь прямоугольный, размерами 2,2х4х1,9м. Ориентация 62 гр. ЮВ. Пол вырубен на одном уровне с наосом. В восточной стене две ниши 0,66х0,42х0,33м и 0,5х0,38х0,3м (очевидно, жертвенник). По периметру последних сохранилось изображение трех крестов-граффити - стилизованного всадника и человека с поднятыми руками. В центре восточной стены высечен крест в круге диаметром 0,32м. Алтарная преграда, высеченная в скале, сохранилась на высоту до 0,4м.

Наос прямоугольный размерами 3,8х2,2х2м. От него сохранилась незначительная часть пола. В южной стене две ниши 0,84х0,60х0,22м и 1,06х0,9х0,32м. В последней устроена детская гробница. Вход в церковь, шириной 1,7м, располагался в западной стене.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - Загайтанская скала - церковь N8

Церковь N 8 расположена в основании Загайтанской скалы. В настоящее время сохранились часть апсиды, частично северная и западная стены. Потолок полностью разрушен. Пол завален натечным грунтом.

Апсида полуовальной формы шириной около 3м, глубиной 1м. Ориентация 120 гр. ЮВ. Наос прямоугольный, 4,9х4м. В северной стене вырублена ниша 0,96х0,18х0,3м. Перед ней 5 углублений, расположенных в ряд сверху вниз. Очевидно, это пазы для крепления алтарной преграды. В западной стене вырублена скамья шириной 0,2м, высотой (от уровня натечного грунта) 0,22м.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - Загайтанская скала - церковь N9

Церковь N 9 расположена в восточной части комплекса. В настоящий момент полностью отсутствует южная стена.

Церковь прямоугольной формы длиной 9,38 м, шириной до 3,5 м. Апсида полуовальной формы, размерами 2,7 х 0,9 х 2,1 м, в южной стороне частично разрушена. Алтарная преграда, вероятно, была деревянной, высотой 0,9 м, в центре - царские врата шириной 0,7 м.

Наос трапециевидный - 2,7 х 3 х 2 м. У северной стены в полу высечена гробница 1,76 х 0,96 х 0,4 м. которая, судя по 4-м пазам, перекрывалась деревянным настилом. В северной стене вырублена ниша 0,3 х 0,5 х 0,22 м. Потолок коробовый, в нем - два кольца для крепления светильников. К западу от наоса расположено еще одно помещение, очевидно нартекс. В его северной стене - две гробницы в нишах.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - Загайтанская скала - церковь N10

Церковь N 10 расположена на скальном выступе в основании Загайтанской скалы. Собственно скальной является нижняя часть апсиды, а верхняя. очевидно, была сложена из камня (об этом свидетельствует наличие "постелей" шириной 0,32 м под каменную кладку над скальной частью апсиды).

Апсида подковообразная 1,3 х 1,7м. Высота сохранившейся части 1,2 м. В глубине апсиды скальное возвышение до 0,14м, в котором вырублено гнездо для престольного камня 0,4 х 0,5 м.

Наос в плане прямоугольный, размерами 3,64 х 2,5 м. Пол углублен в скалу до 0,1 м. Между апсидой и наосом сохранились пазы для алтарной преграды, которая, очевидно, была выложена из камня. В 1,5 м к северу от храма - гробница глубиной более 2 м, овальной формы. В ее восточной стене высечен крест. К храму с севера вела лестница из 7 ступеней, проходящая мимо двух склепов.

Церковь N10 являет собой образец "полупещерного" храма. Подобные известны на Качи-кальене, Мангупе и ряде других мест.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - Загайтанская скала - церковь N11

Церковь N 11 расположена отдельно, территориально примыкая к комплексу в восточной части скалы.

Она расположена в центральной части основания Загайтанской скалы рядом с железнодорожным полотном. Размеры церкви 6,4х3х2м. Церковь прямоугольной формы с закруглением в алтарной части и северо-западной стене. В настоящее время сохранились лишь три стены помещения - южная полностью разрушена. Судя по подрубкам в скале, она была сложена из камня, хотя не исключено, что в первоначальном варианте могла быть скальной.

Апсида, размерами 1,7 х 2,4 х 2 м, полуовальной формы, приподнята над остальной частью помещения на 0,2 м. Она ориентирована на ЮВ. В центре в полу имеется подрубка круглой формы для установки престола диаметром 0,2 м, глубиной 0,08 м. В потолке северной стены видны углубления для крепления алтарной преграды. В апсиде и западной части наоса в потолке имеются проушины для светильников.

Вдоль северной стены вырублена скамья шириной до 0,75 м и высотой до 0,7 м. В северной стене также имеется арочная ниша 0,35 х 0,3 м, возможно, для установки икон.

В северной части к церкви примыкает помещение прямоугольной формы размерами 3,2 х 1,25 х 1,7 м. Прямоугольный вход в него вырублен в северной стене храма. Судя по пазам, он перекрывался деревянной дверью. Вероятнее всего данная пещера была ризницей.

По местонахождению церкви и различным вырубкам можно сделать вывод, что в позднее время она использовалась как хозяйственное помещение.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - Загайтанская скала - поселения в округе

Рассматривая хронологию скальных монастырей Загайтанской скалы нельзя не упомянуть о других памятниках в ее округе. На плато выше пещер известны кизил-кобинское и средневековое поселения, а еще одно средневековое поселение площадью 5 га расположено у ее подножия. Возникло оно в IV-V вв. и просуществовало до XIII-XV вв., расцвет его приходится на IX-? вв.

Данное обстоятельство никоим образом не противоречит нашим выводам, а лишь подтверждает существующую традицию территориальной близости между монастырями и светскими поселениями. Учтем, что при кажущейся близости это два изолированных объекта. Подняться из долины к пещерам монастыря и сегодня довольно сложно. Поэтому появление на Загайтанской скале монастыря нельзя хронологизировать с возникновением или угасанием сельского поселения. Учтем, что Инкерманская долина во все времена была густо заселена.

Примеры сосуществования монастырей и сельских поселений известны в Крыму. Наиболее яркий - Успенский монастырь и Мариамполь в Бахчисарае. Жизнь на последнем продолжалась с VIII-IX вв. до конца XVIII в., монастырь же появился не ранее, XIV-XV вв. Отметим, что расстояние между Успенским монастырем и Мариамполем гораздо меньшее, чем между памятниками Загайтанской скалы, а добраться до Успенского монастыря гораздо легче, чем к пещерам в Инкермане. Сельские поселения известны под обрывами, где расположены Шулдан и Челтер-коба, поселение располагалась также ниже южного монастыря Мангупа.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - монастырь св. Софии

Рисунок можно увеличить.Монастырь расположен на западной стороне Каменоломного оврага. В нем известно 22 помещения. Комплекс находится рядом с дорогой, включает несколько пещерных церквей, и поэтому упоминания о нем часто встречаются в литературе.

На карте И.Батурина здесь отмечен храм св.Софии, очевидно, это имя носил и весь монастырь. На момент присоединения Крыма к России комплекс был заброшен. До Крымской войны здесь находились пороховые склады. Недалеко отсюда 24 октября 1854г. развернулось знаменитое Инкерманское сражение, унесшее жизни около 20 тыс. человек. К пятидесятилетию обороны Севастополя, по желанию Великого князя Алексея Михайловича, храм был восстановлен. Эта "реставрация", произведенная в 1905г. архитектором А.Вейзеном, привела к значительному искажению первоначального облика. Сильно пострадал монастырь и в период Великой Отечественной войны.

Описания комплекса встречаются уже у П.Палласа, он же первым сообщает о разрушениях в главном храме. Подробные сведения о монастыре оставил 3.Аркас. Он подробно характеризует вход в комплекс, главную церковь и часовню. Интересно его сообщение, что в малой церкви "весь плафон и алтарь расписаны были масляными красками, но лики образов теперь различить невозможно, с боков заметны надписи на греческом языке, которые истерлись". Таким образом, 3.Аркас пишет о двух монастырских церквах - главной и часовне.

Интересные данные содержит описание Д.Струкова: "На противоположной стороне Инкерману, чрез Черную речку, на углу скалы, есть три долбленные храма. Один устроен в боку лестницы, ведущей во внутренность скалы: далее по коридору другой храм, имеющий потолок в форме правильного свода, квадратной формы, но к сожалению алтарь отвалился от скалы. Третий храм рядом с предыдущим к югу, меньший, имеющий престол у стены, под отверстием окна: жертвенник изсечен в нише северной стены алтаря отделенного алтарною преградою, которая судя по сохранившимся остатками была высотою 1 арш. 6 верш, с одним отверстием для входа в алтарь".

Следовательно, художник сообщает о трех храмах - одном, расположенном по ходу коридора, и двух во втором ярусе.

Подробно монастырь св. Софии рассмотрел А.Бертье-Делагард. Он опубликовал описание комплекса и его архитектурные обмеры. Исследователь упоминает две церкви, а существование еще одной предполагает. Датирует он монастырь XIV-XV вв., а надписи в часовне - еще более поздним временем. Главный храм монастыря, по мнению ученого, один из древнейших среди пещерных храмов.

Не обошли вниманием монастырь И.Толстой и Н.Кондаков, которые отметили, что главный "храм выдолблен в виде греческого креста, перекрытого плоским куполом" и является самым большим и роскошным из всех пещер.

Обратил внимание на данный монастырь и Н.Репников. В "Материалах к археологической карте..." он описывает три храма в верхнем ярусе, причем главную церковь датировал XIII, "а может быть даже XII в.".

В.Латышев кратко упомянул ряд греческих надписей в часовнях.

В настоящий момент видно, что в первоначальный комплекс вели два входа. От одного со стороны реки осталась только часть лестницы. Другой, ныне сохранившийся, вел из Каменоломного оврага. По обе стороны его вырублены кельи и хозяйственные помещения. В них еще в конце XIX в. жили люди. Из коридора имелся выход на верх скалы.

На наш взгляд, в монастыре, в период его функционирования, церквей было четыре.

По своей планировке: туннель, вырубленный в скале, расположение храмов, обработка - данный монастырь ближе всего к монастырю св.Климента и, может быть, к Успенскому в первоначальном виде, и частично, к Шулдану. По внутренним пространственным объемам главный храм (высокие потолки) напоминает большую церковь Шулдана.

По своим архитектурным особенностям крестообразная церковь св.Софии не имеет аналогов в скальной архитектуре Крыма. С другой стороны, подобная планировка известна в церквах Херсона. Здесь выделяются пять крестообразных храмов. Однако их датировка в литературе получила неоднозначное толкование. Например, храм с ковчегом А.Якобсон датировал VI в., О.Домбровский - XI-XII вв. К этой дате склоняется и А.Романчук. Нет ясности и с датировкой загородного крестообразного храма.

Однако совершенно очевидно, что большинство этих сооружений продолжали существовать до конца жизни в Херсоне.

Кроме Херсона, подобные церкви известны под Мангупом и Баклой. Последняя датируется XI-XII вв. Что касается мангупской, то В.Мыц относит ее строительство к IX в., Ю. Лосицкий - к XI-XII вв.

По мнению Ю.Лосицкого, крестообразные храмы наиболее характерны именно для XI-XII вв.

Подобные культовые постройки были широко распространены в византийских провинциях. В Греции они строятся в XI-XII вв., в Болгарии относятся к XI-XIV вв.. Близкая инкерманской, церковь конца XIII-XIV вв. известна в Боломан-кале в Понте.

Для эпохи Палеологов подобное архитектурное решение также не редкость.

Часовня N 3, служившая местом погребения, является типичной для византийской церковной архитектуры, в частности для пещерных монастырей Каппадокии.

Как уже отмечалось, карниз часовни N 3 аналогичен карнизу храма южного монастыря Мангупа.

Таким образом, среди архитектурных аналогий монастырю св.Софии встречаются в основном памятники XII-XV вв. Учитывая, что монастырь расположен на открытом месте и практически не защищен, а также значительные его объемы, для сооружения которых требовались немалые средства и влиятельные покровители, скорее всего его, вслед за Бертье-Делагардом, следует датировать XIV-XV вв., по крайней .мере, основную часть, хотя не исключается и XIII в.

Сценарий развития данного монастыря следующий: возникнуть он мог в XIII в. как небольшой скит в Каменоломном овраге. Его древнейшей частью является комплекс вокруг храма N 4. Впоследствии, получив влиятельных покровителей, скит превращается в крупный монастырь. Тогда сооружается главный храм. образцом архитектуры которого, вероятно, мог быть один из храмов Херсона, а наиболее поздней, скорей всего, была часовня N 3. Если наше предположение о сходстве внутреннего декора с мангупским верно, то она была высечена не ранее начала XV в.

В процессе существования монастыря его монахи основали три скита - у станции Инкерман-1, в Георгиевской и Троицкой балках.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - монастырь св.Софии - главный храм N1

Главный храм N1 расположен во втором ярусе. Он крестового в плане типа, размерами 10,4 х 8,7 х 5,5м с плоским куполом, в центре которого вырублен рельефный крест. Алтарная часть храма и часть северной стены обрушились, вероятно, еще в древности. После обвала, к моменту присоединения Крыма к России, под церковью уже успели построить наземную, отмеченную И. Батуриным.

После ремонта 1905г. в церкви появились каменные кладки и новый пол, скрывшие части древнего декора.

Алтарная часть храма была полукруглой, 4 х 3,8 х 4,2 м, с тремя окнами. Росписи уже во времена Бертье-Делагарда не были заметны.

В настоящее время в полу церкви сохранилась одна вырубленная в скале гробница, хотя надо думать, первоначально их было больше.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - монастырь св.Софии - храм N2

Храм N 2 - скорее всего, надмогильная часовня, размерами 8,5 х 2,7 х 4 м. Северная стена храма в настоящее время сложена из камня, хотя первоначально она могла быть скальной. У южной стены в полу вырублены две гробницы, над ними следы неясной греческой надписи. Алтарная часть в настоящее время заложена каменной кладкой - это, очевидно, следы ремонтов начала XX в.

Вход в храм находился в восточной стене креста главного храма. Свод коробовый. Из южной стены данной часовни имелся выход в притвор храма N 3.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - монастырь св.Софии - храм N3

Храм N 3 размерами 5 х 3,2 х 4,3 м сохранился лучше остальных, хотя и он частично перекрыт каменными кладками. Поэтому мы посчитали возможным в качестве описания привести выдержку из "Археологической карты" Н.Репникова: "Широкий проход ведет в притвор третьего храма - часовню. Вдоль западной стороны притвора две вырубные гробницы, одна из них в подбое стены. Сама часовня небольших размеров, вытянутой прямоугольной формы, перекрыта коробовым сводом. Направление алтаря в 65 гр. Ю. Апсида полукруглая, с окном посередине, под ним престол впритык со стеной, вырубленный в камне. По сторонам его, на высоте 1м от пола, в стенах апсиды вырублено по нише, левая - жертвенник, правая, быть может, для хранения церковной утвари. Пол алтаря приподнят на одну ступень над уровнем пола часовни. Алтарная преграда, по-видимому, была высотой до 1,10 м, вырубленная в целом камне. В полу часовни 5 вырубных гробниц, из них две детские. На северной стене, над гробницей, надмогильная надпись (неразборчивая. - Ю. М.). Стены часовни был расписаны фресками, от которых сохранились лишь закопченные фрагменты".

Причем следы фресок и надписи невозможно было уже разобрать в конце XIX в.

Добавим, что на стенах часовни видны кресты-граффити, а на высоте 2,8 м на северной и южной стенах сохранился скальный карниз очень похожий на карниз в пещерном храме южного монастыря Мангупа.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - монастырь св.Софии - храм N4

Храм N4 расположен в конце коридора, ведущего из Каменоломного оврага. Он практически неизвестен в литературе. О его существовании сообщал лишь Д.Струков, А.Бертье-Делагард отрицал наличие здесь церкви. Очевидно, он не мог внимательно рассмотреть помещение, так как в его бытность там жили люди. Ничего не сообщает о церкви и Н.Репников. Это кажется тем более странным, что и на плане Бертье-Делагарда и на плане, составленном Инкерманской экспедицией, данная церковь несомненно видна.

В настоящее время помещение сильно разрушено, частично почти отсутствует, а частично каменной кладкой заложена северная стена, южной же вообще нет.

Церковь представляла собой обычный одноапсидный храм,размерами 10 х 3 х 3,5м. Алтарная часть приподнята над наосом. Вверху алтарь отделен от остальной части аркой, в полу имеется гнездо для установки престола. В северной стене вырублены две ниши. Потолок очевидно, был выполнен в виде коробового свода.

Хочется отметить, что поверхность стен церкви, как и всего комплекса, имеет обработку Т.3.

Если судить по плану монастыря, храм N4 является наиболее ранним в комплексе. По крайней мере, выглядит логичным, что первоначально монастырь развивался из Каменоломного оврага и лишь в пору наивысшего расцвета появился выход со стороны реки.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - скит у станции Инкерман-1

Рисунок можно увеличить.Пещерный комплекс, вероятнее всего, скит, расположен на левом берегу р.Черной, рядом с современной железнодорожной станцией Инкерман-1, в 10 м от железнодорожной линии. Он состоял из 10 помещений, большая часть которых в настоящее время засыпана и разрушена.

Описание и схематичный план церкви приведены у А.Бертье-Делагарда. Он отмечал, что "работа церкви очень грубая... стены сильно выветрились" и что для ее устройства "воспользовались существовавшей естественной пещерою". Следов перестроек внутри помещения он не выделял.

Церковь неправильной формы, размерами 16,5 х 5,3 х 4,3 м. Стены сильно выветрились, северная частично разрушена, на полу большой слой мусора.

Апсида прямоугольная, 4,1 х 4,3 х 4м. В восточной части к стене примыкает вырубленный в виде выступа престол 1,3 х 0,7 х 0,9 м. В южной стене сохранились две ниши - прямоугольная (0,66 х 0,6 х 0,62 м) и сводчатая (0,48 х 0,7 х 0,38 м), по мнению Бертье-Делагарда, являющаяся жертвенником.

У северной стены апсиды сохранились следы скальной скамьи высотой 0,32 м. Над ней в стене две вертикальные прямоугольные ниши 1,64 х 0,26 х 0,44 м. В потолке апсиды отверстие, сообщающееся с поверхностью скалы, - очевидно, остатки дымохода, сооруженного после переоборудования церкви в хозяйственное помещение. В настоящее время пол помещения завален мусором, однако А.Бертье-Делагард видел, что в апсиде он приподнимался над остальной частью на одну ступеньку.

На стыке апсиды и наоса сохранились пазы для крепления алтарной преграды шириной 0,12м, высотой 1,5м. Скорее всего алтарная преграда была деревянной.

Наос церкви можно разделить на две части - раннюю (собственно наос первоначального храма) и позднюю, вырубленную после превращения храма в хозяйственное сооружение.

Наос был прямоугольный, размерами 7,6 х 4,1 х 4 м. Потолок коробовый. В северной стене высечена скамья (полка?) высотой 1,4 м. Над ней в стене вырублены три ниши. Здесь же, восточнее, был первоначальный вход в храм шириной 1,65м, высотой до 2 м.

Ранняя часть выделяется по перепадам в уровне потолка, а также по вырубкам в стенах.

Поздняя (хозяйственная) часть неправильной формы 5,3 х 6 х 4 м была прирублена к южной и западной стенам первоначального помещения. В южной прирубке, в скамье, вырублены шесть хозяйственных ям диаметром горловин от 0,46 до 0,76 м. Потолок пристройки коробовый. В северной стене два входа. Восточный реконструировать невозможно, так как он сильно разрушен, а западный шириной 1,1 м.

В западной стене вырублена ниша 1,1 х 0,7 х 0,84м.

Хронология. Ярко выраженных хронологических признаков в данной церкви нет. По своим архитектурным особенностям (квадратная апсида, устройство престола) она ближе всего к малой церкви Шулдана, одной из церквей Чилтер-мармары, где сохранилась надпись с датой - 1403г. и церкви "Успения" на Эски-кермене, датирующейся XIV в.

Таким образом, учитывая все вышеперечисленное, а также расположение скита в легкодоступном, незащищенном месте, можно предположить, что его хронологические рамки ограничиваются XIV-XV вв., когда данная территория надежно контролировалась владетелями Феодоро через свой форпост - Каламиту.

Скорее всего данный скит является дочерней частью монастыря св. Софии, рядом с которым он расположен.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - скит в Георгиевской (Крымской) балке

Рисунок можно увеличить.Один из комплексов, состоящий из 6 помещений, в том числе одной церкви, находился на левом берегу р.Черной, на западной стороне Георгиевской балки. Он был уничтожен при прокладке железной дороги в XIX в., и к концу столетия на этом месте сохранились лишь следы нескольких помещений, которые видны и до настоящего времени.

Пещеры были расположена прямо у дороги на Севастополь, поэтому сведения о них часто встречаются в литературе. Они есть у Монтандена, Дюбуа де Монпере, 3.Аркаса.

Подробно комплекс и церковь исследовались Д.Струковым. Учитывая, что художник произвел расчистку помещений и, потому, его описание является наиболее полным, мы посчитали возможным привести его.

"В бухте Севастопольской, в южной стороне, в четырех верстах от моря, на углу скалы находился храм, замечательный своим входом и некоторою разницей от прежде описанных... Внизу скалы выдолблен вход в помещение квадратной формы, шириною и длиною по 2 аршина. При входе по наружной стене скалы выдолблены впадины, служащие ступенями для подъема в другое отверстие, находящееся выше первого. Войдя в отверстие, находим комнату шириною 6 арш. и глубиною 7 арш. Из нее ведет правильно высеченная лестница вверх, где довольно обширное помещение с двумя выходами: одним в комнату, удобную служить трапезною и другим в храм, шириною 6 арш. 5 верш., имеющую один вход по средине. Налево в алтаре отверстие окна, под окном в северной стороне прислонен к преграде жертвенник; восточная часть алтаря полукруглой формы и в стене выдолблен престол, имеющий впадину вверху, удобную для вложения мощей, по бокам сопрестолие и ниже его седалище для священнослужащих. Над престолом в стене впадина, в ней изображен Иисус Христос на престоле, с благославляющею правою рукой, в левой закрытое Евангелие и на коленях подобие небольшого четырехугольного ящика (подобного изображения мне нигде не приходилось видеть). По правую сторону изображена Богоматерь, а по левую св. Иоанн Предтеча. Над престолом изсечен свод, на коем изображено Вознесение Господне: по арке над сводом изображен в кругу по пояс св. Мученик Лаур, по сторонам арки к северу Сошествие св.Духа на Апостолов, к южной стороне явление ангела св.Пахомию Великому: и ближе к окну на северной стене сохранилось изображение не полное, а только нижняя часть, напоминающая св.Иоанна Богослова и ученика его Прохора".

А.Бертье-Делагард, описывая данную церковь, уже ссылался на сведения предшественников. Ценным в его работе является публикация плана комплекса.

По его мнению, с которым можно согласиться, данная церковь имеет аналогии с "храмом с крещальней" и главной церковью Шулдана. В этот же ряд, по нашему мнению, можно поставить и храм южного монастыря Мангупа.

Так как церковь к настоящему времени не сохранилась, сложно говорить о каких-то хронологических признаках. Но расположение комплекса рядом с дорогой, а также архитектурные аналогии, которые ограничиваются XIV-XV вв., позволяют датировать комплекс этим временем.

Как и в случае с пещерами у станции Инкерман-1, данные помещения являлись небольшим скитом, основанным выходцами скорее всего из монастыря св. Софии.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - скит в Троицкой балке

Рисунок можно увеличить.Комплекс из 3-х помещений (одна церковь) находился на левом берегу р.Черной в Троицкой балке, приблизительно в 450 м к западу от комплекса в Георгиевской балке. Он также был полностью уничтожен при сооружении железной дороги, а его подробного описания не сохранилось.

Об этих пещерах сообщает Дюбуа де Монпере, а краткое описание приводит 3.Аркас: "В 200 саженях от означенной церкви (в Георгиевской балке. - Ю. М.) на том же берегу Ктенусского залива находится часовня, коей длина 3, ширина 2,5, высота 1,1/3 сажени, по правую сторону имеет комнату в две сажени длины и 2,5 аршина ширины: входов два - с северной стороны и восточной".

А.Бертье-Делагард считал, что Аркас видел не часовню, а притвор разрушенной, им также был опубликован план комплекса.

Топографически, как нам представляется, хорошо прослеживается процесс основания скитов, отпочковавшихся от монастыря св. Софии, - комплекс у станции Инкерман-1 (10 помещений), комплекс в Георгиевской балке (6 помещений), комплекс в Троицкой балке (3 помещения), то есть чем дальше от монастыря, тем более мелким был скит. Возможно, в округе были и другие отдельные келий отшельников, которые еще или не выявления или абсолютно разрушены.

Ю.М.Могаричев

Инкерман - скит на Северной стороне

Он невелик, вероятнее всего связан с инкерманскими монастырями, находился на северном берегу Севастопольского рейда в Мартыновской балке. Сведения о нем встречаются только в "Археологической карте" Н.Репникова: "В балке Мартыновской (или Трещинной), к востоку от стоящего на дне балки здания 3-го кордона Севастопольского лесничества, в правом берегу балки, выдается скала, в которой глубокая пещера естественного происхождения, но обработанная человеком (пазы и гнезда в стенах). В дальнем, восточном углу пещеры подобие апсиды, вверху которой высечен на стене крест "осьмиконечный" с тростями. В скале, рядом и под этой большой пещерой остатки малых пещер: некоторые в виде слабо заметных остатков (выветривание): еще видны во многих местах гнезда для строения прискальных деревянных построек. Эти следы определяют наличие здесь в древности небольшего монастыря. На осыпи под пещерами, в распаханной земле мелкие обломки глиняных сосудов, типов позднего средневековья".

Судя по описанию, данный монастырь имеет сходство с юго-восточным монастырем Мангупа.

Ю.М.Могаричев

Каламита | Челтер-Мармара | Шулдан | Эски-Кермен | Кыз-Куле | Мангуп-Кале | Сюйренская крепость | Челтер-Коба | Качи-Кальон | Кыз-Кермен | Тепе-Кермен | Чуфут-Кале | Успенский монастырь | Бакла

Пещерные города Крыма. Главная страница