Эски-Кермен

Главные ворота Одна из восточных пещер. Настенные рисунки, сделанные в 1979 или 1980 годах в качестве декораций для фильма Звезда и смерть Хаакима Муретти Северный дозорный комплекс Восточные казематы Западный каземат Вид из зернохранилищ снизу

Как добраться

Городище Эски-Кермен располагается в 8 км к западу от села Залесное.

Из Симферополя

1.

На рейсовом автобусе доехать до с.Красный Мак. Выйти возле монумента в виде скорбящей женской фигуры, возведенном в память о павших в боях и замученных фашистами в канцлагерях во время ВОВ. В братской могиле похоронен 281 человек. Далее от памятника идем по направлению к скалам с причудливыми фигурами выветривания. Те, что нависают с запада, и своими фигурами напоминают головы великанов, нзываются Баш-Кая - Вершина-голова. Идем по направлению к этим скалам. На площади сворачиваем налево по сельской улице. Ориентировочно проход всего села займет 20-30 минут. За селом через разрыв в гряде скал с запада в Каралезскую долину вливается широкая балка, по которой идет грунтовая дорога к карьеру, который напротив Эски-Кермен. Перед карьером сворачиваем направо и идем до ограды частного фермерского хозяйства, перегораживающей ущелье Черкес-Кермен. Здесь до начала 1970-х годов располагалась деревня с таким же названием. После депортации крымских татар переименовано в Крепкое. В этом месте сворачиваем налево в долину, в центре которой перед нами откроется своей северной оконечностью Эски-Керменское плато.

2.

Если же вы предпочли добираться на железнодорожном транспорте. То доезжаете до платфомы "1509 км", отсюда по дороге пешком пройти через села Фронтовое и Холмовку. Затем, в конце села Холмовка, сворачиваем направо и идем по асфальтированной дороге. Слева вы увидите гору Кая-Баш. Идем вдоль полей, при этом гора Кая-Баш остается слева. Если оглянуться назад, то можно увидеть восхитительный вид: как на ладони оказываются сфинксы Каралезской долины, винеется Сосновый мыс пещерного города Мангупа, еще далее виден силуэт Тепе-Кермена, Сюреньской крепости. Продолжаем путь вдоль полей и садов. Пройдя около 40 минут (от села Холмовка) окажемся рядом с карьером. Дальше см. предыдущий маршрут.

Из Севастополя

Добраться до Эски-Кермена можно и со стороны Севастополя. Есть два варианта.

1.

Доехать на рейсовом автобусе до с.Терновка. Затем идти в сторону пещерного монастыря Челтер-Мармара (как подробно до него добраться см. Челтер-Мармара). Осмотрев пещерный монастырь Челтер-Мармара и поднявшись на плато, продлжаем путь по балке Бильдеран. По ней проходила древняя дорога к Херсонесу. Следуя по этой балке, пройдите мимо дома пасечника, и вскоре тропа выходит к плато обрывистой столовой горы, это и есть Эски-Кермен.

2.

Так же доехать до с.Терновка на рейсовом автобусе. Затем идти к пещерному монастырю Шулдан (подробнее дорогу см. в статье про Шулдан). Осмотрев монастырь Шулдан, под обрывом горы Шулдан Бурун проходим около 500м в сторону с.Терновка. Затем поворачиваем направо по тропе. Сразу перед вами раскинется огромное поле, затем следуйте по тропе вниз балки Кафка-Богаз (или Пятая балка). Вскоре покажутся два озера и родник - это туристическая стоянка Пятая Балка. Затем идите далее по тропе и дойдя до грунтовой дороги, пересекающей вашу тропу под углом в 90 градусов, сворачиваем на лево. Продолжаем путь вдоль куэсты и, пройдя около полутора км, покажется гора Эски-Кермен.

План городища. Достопримечательности

Эски-Кермен - пещерные храмы в районе подъемной дороги

Пещерные храмы у подъемной дороги находятся в обрыве плато юго-западной части городища над третьим маршем подъемной дороги. Уникальность данных памятников заключается в том, что они расположены в комплексе с погребальными сооружениями, раскопанными в конце 20-х - начале 30-х гг. сотрудниками Эски-керменской экспедиции. Это пока единственный случай, когда для датировки пещерных церквей, наряду с архитектурным и искусствоведческим анализом, можно использовать и непосредственно связанный с ними археологический материал.

Церкви находятся на видном месте и хорошо известны авторам конца XVIII - начала XIX в. Однако отсутствие фресок и выделяющегося архитектурного декора стали причиной того, что в историографии этого времени они не получили достаточного освещения, в отличие, например, от храмов "Трех всадников", "Донаторов" или "Судилища".

" Большой пещерный храм", по Н.Репникову, или "церковь N 1", по Н.Эрнсту, расположен в самом начале третьего марша подъемной дороги. Уровень его пола находится приблизительно на 2,5 м выше уровня последней. Первоначально из-под обрыва в него вела сложенная из камней лестница.

Размеры церкви (по уровню пола) - 4 х 4,7 х 2,3м. В плане она имеет форму трилистника (конхиальную). В настоящее время здесь отсутствует западная стена. Однако наличие пазов и гнезд для балок позволяет предполагать, что она была деревянной. Не исключено также, что первоначальная стена все же была скальной (по аналогии с другими пещерными церквами), а после разрушения ее заменили на деревянную.

Апсида полукруглой формы, размерами 1,7 х 2,3 м и ориентирована на северо-восток. Вдоль ее стены расположено сопрестолие, которое к середине понижается. В стене конхи имеется углубление, возможно, для запрестольного образа. В середине сопрестолия и в центре апсиды в скале имеются углубления. Это, по всей видимости, основания для престолов, что позволяет говорить о нескольких строительных периодах церкви. Апсида отделяется от стен храма скальными простенками, которые, поднимаясь к потолку, образуют арочный карниз. Н.Эрнст не находил здесь следов алтарной преграды, в то же время Н.Репников считал, что наличие гнезд для крепления балок в простенках, потолке и полу может указывать на то, что алтарная преграда (иконостас, по Репникову) была деревянной.

Вдоль северной и южной стен церкви вырублены скамьи. На южной стене, над скамьей, рядом с апсидой имеется вырубка, которую Н.Репников определял как жертвенник. В западной части южной стены, над потолком, вырублена ниша размерами 1,2 х 0,4м. В полу храма имеется водосток. Стены тщательно обработаны. Причем первоначальная обработка сверху была подтесана "зубаткой". Вероятно, разрушение западной стены после прекращения функционирования храма и беспрепятственное проникновение ветра также способствовали сглаживанию стен.

В комплексе с церковью расположены усыпальницы и гробницы (вырубленные в скале могилы с заплечиками, перекрытые каменными плитами).

" Пещерный храм у городских ворот", по Н.Репникову, или "церковка N 2", по Н.Эрнсту, расположен в том же обрыве, к югу от "большого храма". Он прямоугольной формы, размерами (по полу) 4,1 х 4,7 х 2м. Неф вытянут с севера на юг. Западная стена церкви представляет собой скальную перегородку с входом, в настоящее время частично разрушенную.

Апсида полукруглой формы, размерами 1,7 х 2,3м, ориентирована на восток - северо-восток. От остального помещения она отделена так же, как и в "большом храме", однако более грубо. В простенках Н.Репников выделял пазы для установки деревянной алтарной преграды. Престол первоначально был вытесан из скалы и составлял одно целое с церковью. В 20-х-30-х гг. нашего века он был уже сбит и опрокинут. К югу от апсиды в полу вырублена могила с заплечиками. В северной стене высечена скамья, в углу которой, рядом с апсидой, по мнениюН.Эрнста, находился боковой предел. Н.Репников же считал, что это была лежанка с изголовьем. В восточной стене к югу от апсиды вырублена ниша. В западной части пола церкви у входа имеется вырубка подковообразной формы. Не исключено, что это остатки тарапана, который могли соорудить после прекращения функционирования церкви. По крайней мере, подобные случаи в Крыму известны.

Обработка стен помещения аналогична обработке "большого храма".

В южной стене храма прорублен вход со ступенькой в небольшое помещение трапециевидной формы с окном в западной стене. Н.Эрнст видел в нем ризницу, хотя, на наш взгляд, более вероятно, что это келья причетника церкви, о чем говорит наличие окна и лежанки.

Рядом с церквами расположены вырубленные усыпальницы, археологические находки из которых датированы X-XII вв. Есть основания полагать, что время сооружения этих храмов - вторая половина X- начало XI в.

А.Г.Герцен, Ю.М.Могаричев

Эски-Кермен - базилика на плато

Первые сведения об Эски-Керменской базилике дал Мартин Броневский, посетивший город в 1578 г. Он сообщил о разрушенном храме, украшенном колоннами, "...обломки его свидетельствуют о прежней славе и роскоши города".

Базилика Базилика

В 1886 г. А.Л.Бертье-Делагард набросал общий план городища, на котором отметил "базилику, имеющую одну апсиду и по четыре колонны с каждой стороны". Он упоминает о существовании нескольких церквей на Эски-Керменском городище, "и одна даже с горным местом".

Н.Л.Эрнст на своем плане городища уточняет местоположение базилики.

В 1930 г. Н.И.Репников произвел раскопки храма и открыл трехнефную базилику с поперечным притвором и тремя пятигранными снаружи апсидами. Результаты этих раскопок отражены в статье Ф.И.Шмита "Эски-Керменская базилика", основные положения которой сводятся к следующему. Базилика сооружена между концом IV- началом VII в. строителями из Коммагены и позднее неоднократно перестраивалась. После разрушения в конце VIII или начале IX в. вокруг нее образовалось кладбище, а в юго-западном нефе - небольшая часовня, просуществовавшая до последних дней Эски-Кермена.

Базилика не была раскопана до конца: ее северная стена была открыта лишь с внутренней стороны, поэтому сам автор статьи не счел свои выводы кончательными.

Хотя после Ф.И.Шмита Эски-Керменской базиликой никто специально не занимался, она неоднократно упоминается в научной и научно-популярной литературе. Чаще всего обращается внимание на существование в горах Таврики крупной и предположительно ранней (около VI в.) базилики, этот факт используется для характеристики различных политических аспектов ее истории - в частности становления христианства в Таврике.

Предложенная датировка базилики долго никем не оспаривалась. Однако ее широкие хронологические рамки - конец IV - начало VII в. - со временем (и без достаточно веской аргументации) свелись к VI-VII вв. Серьезные разногласия вызвал лишь вопрос о том, кем она была построена. А.Л.Якобсон находил в Эски-Керменской базилике много черт, сходных с херсонесскими образцами. H.И.Репников, не принимая безоговорочно точки зрения Ф.И.Шмита, возражал А.Л.Якобсону, указывая на существенные отличия Эски-Керменской базилики от херсонесских.

С 1930 г. раскопки не проводились. Территория заросла кустарником и кизилом, стены частично разрушились.

В июле 1979г. Эски-Керменский отряд Южнокрымской экспедиции ИА АН УССР начал исследование нераскопанной северной части памятника. В результате археологических работ вскрыта площадь свыше 200 кв.м с внешней стороны северной стены базилики, расчищены ее центральный и северный нефы. При этом обнаружены: небольшая часовня, шесть гробниц, три склепа, семь могил. Часовня, построенная непосредственно на скале, примыкает к северному плечу базилики. Она представляет собой прямоугольную в плане постройку размерами 5,7 х 3,7 м, на востоке оканчивающуюся полукруглой апсидой (Р = 1,2 м). Стены, сложенные из бута, сохранились на высоту от 0,35 до 1,3 м, их толщина составляет 0,7-0,6 м. Часовня была крыта черепицей, оштукатурена и расписана. В юго-восточном углу штукатурка сохранилась in situ. Вымостка земляного, хорошо утрамбованного пола, на котором лежала рухнувшая крыша, не сохранилась. Возможно, он был выстлан плинфой: около апсиды оказалось in situ несколько ее фрагментов.

При разборке каменного и черепичного завалов найдено большое количество обломков: черепицы-керамиды, калиптеров, плинфы, бытовой керамики, стеклянных сосудов. Фрагменты штукатурки с фресками и граффити сосредоточены главным образом в апсидной части часовни. Роспись была выполнена черной, желтой и синей красками, однако восстановить ее содержание или хотя бы определить характер практически невозможно.

Архитектурные детали, вероятно, почти все принадлежат базилике: они найдены, в основном, в верхних слоях завала, перекрывавшего руины часовни. Но прямых доказательств того, что они были вторично использованы в кладке часовни, мы не имеем.

Сохранившаяся часть ее стен сложена из бута средней величины, на углах использованы более обработанные камни.

Рухнувшая кровля часовни представляла собой мощный завал битой черепицы, местами достигающий 0,5 м толщины, вперемешку со сгоревшим дотла деревом стропил и балок.

Черепица-керамида размерами 43 х 31 см; 37 х 32 см имеет крупношамотистый либо мелкошамотистый (более однородный) черепок различного цвета - от светло-желтого (немногочисленные) до темно-красного. Многие экземпляры имели водосливные валики различного характера: одинарные, двойные, усложненные в нижней части. На некоторых обломках встречаются метки в виде букв, знаков, изображений лошадок.

Калиптеры найдены в небольшом количестве (23 обломка), размером 42,5 х 14,5см.

Под земляным полом часовни в юго-западном и северо-западном углах зафиксированы остатки двух детских грунтовых захоронений. В насыпном грунте найдено несколько обломков черепицы, стенок пифосов, кувшинов с "ленточными" ручками (IX-XI вв.), кухонных горшков и два небольших обломка красноглиняных поливных тарелок.

В ходе работ 1979-1981 гг. около северной стены базилики обнаружено шестнадцать погребальных сооружений, в том числе шесть гробниц, три склепа, семь грунтовых могил. Следует сказать, что деление на гробницы и склепы принято исходя из конструктивных особенностей этих погребальных сооружений. По функциональному значению их можно причислить к усыпальницам.

Е.А.Паршина

Эски-Кермен - базилика на плато - реконструкция

Эски-Керменская базилика - результат двух периодов строительства. К первоначальному основному объему, близкому по архитектурно-планировочному типу херсонесским базиликам, была пристроена апсидная часть, характерная по форме плана для крестокупольных столпных церквей.

Отсутствие первоначальной апсидной части делает невозможной реконструкцию базилики на первый строительный период, и мы можем только предполагать ее облик в самых общих чертах по аналогии с базиликами Херсонеса.

Реконструкция на второй строительный период имеет свои особенности в том, что необходимо, используя две группы аналогий, как бы в отдельности восстанавливать части, относящиеся к двум строительным периодам одного сооружения.

Объемно-пространственная реконструкция базилики опирается на такие аналогии, как Равеннская базилика св. Апполинария в гавани, т.е. имеющие одну апсиду, освещенный средний неф, поднятый выше боковых, и почти лишенные декора фасады.

В то же время форма апсид и декоративное решение всей перестроенной части, вполне соответствовавшее архитектурным вкусам XII - XIV вв., когда декору экстерьера уже уделяется значительное внимание, реконструированы по аналогии с апсидами церквей Алитурга и Пантократора в Месемврии и средней апсидой в с.Лаки в Крыму.

Система перекрытий сооружения как в первом, так и во втором строительных периодах могла быть только стропильной, поскольку своды требуют гораздо большей толщины стен по отношению к перекрываемому пролету для погашения создаваемого ими распора. Толщина стены сводчатого сооружения должна составлять не менее 1:5 пролета перекрытия, в то время как в сооружениях со стропильными конструкциями -всего лишь около 1:10, что наблюдается и в нашем случае.

Не вполне ясной остается причина асимметричности плана базилики: ее южный неф уже северного на размер отсутствующего в нем плеча. Ясно только, что эта асимметричность не может быть первоначальной, во всяком случае при разбивке плана южный неф предполагалось сделать равным северному. Это подтверждается расположением дверных проемов в восточной стене нартекса, совершенно равных и симметричных относительно продольной оси базилики, явно рассчитанных на ширину северного нефа, где дверной проем расположен точно по центру, а не южного, где он оказался резко сдвинутым в сторону южной стены. Однако, судя по кладке южной стены, асимметрия не является результатом последней перестройки, изменившей облик апсидной части, а возникла несколько раньше.

Пропорциональный анализ плана сооружения показал, что все его размеры кратны модулю в 62,5 см (возможно, 2 греческих фута по 30,8 см): ширина главного нефа по наружным сторонам без колонн составляет 10 мод., внутренние радиусы малых апсид - 2 мод. Ширина северного нефа от наружного контура без колонн до наружного контура стены - 6 мод., длина сооружения до плеча - 30 мод., расстояние между осями колонн - 4 мод., ширина нартекса, включая толщину, его наружной и внутренней стен - 8, а в чистоте - 6 мод.

Не соответствует определенному количеству модулей только один размер - ширина базилики, вернее - ширина ее южного нефа, о котором было сказано выше. Если реконструировать его размер по типу северного, то общая ширина базилики составляет 22 мод. - 6+10+6. Употребление модульной сетки для разбивки планов сооружений наблюдается также в сооружениях Херсонеса, в частности модули, кратные 62,5 см, использованы в Храме 1958 г.. Храме на сводах, Шестистолпном и в нескольких часовнях.

Кратность всех размеров плана одному модулю дает основание полагать, что с помощью того же модуля определялись и основные вертикальные размеры сооружения, поэтому при реконструкции они приняты кратными размеру модуля.

Некоторые данные для реконструкции вертикальных размеров дали найденные при раскопках архитектурные детали: нижний диаметр ствола колонны, равный 42 см, при высоте фуста в 6 диаметров (по наблюдениям А.Л.Бертье-Делагарда) дает возможность реконструировать его высоту в 42 х 6 = 252 см, что, совместно с высотой базы 23 см, капители и импоста, составит размер, близкий к 6 мод. - 375 см: расстояние между осями колонн составляет 4 мод. - 250 см, следовательно, пролет арочной перемычки между колоннами будет примерно 190 см, а стрела подъема арки при полукруглом ее очертании - 95 см. Прибавляя высоту арочной перемычки к высоте колонны, получаем отметку шелыги арочного проема - 470 см.

Отметка перекрытия боковых нефов должна превышать отметку шелыги арок как минимум на толщину самой арки плюс толщину стропил обрешетки и покрытия, что составит около 10 мод. Заметим, что этот размер хорошо сочетается с размерами плана, составляя 1/3 длины, 1/2 ширины базилики и равняясь ширине центрального нефа.

По найденным фрагментам перемычек восстановлена ширина оконных проемов, равная 40 и 60см (2/3 и 1 мод.).

Оси оконных проемов расположены между осями колонн, поскольку балки перекрытия должны опираться с одной стороны на стену над колонной, а с другой - на простенок наружной стены.

Минимальный уклон черепичной крыши по современным нормам составляет 20, т.е отношение длины ската к его высоте должно быть примерно 3:1. В те времена с учетом употребления крупных черепиц уклон мог быть немного меньше, поэтому наиболее вероятно, что высота крыши боковых нефов и нартекса при их ширине 5,6 и 7 мод. была равна 2 мод.

В заключение отметим, что, судя по приведенным ко второму строительному периоду аналогиям, насыщенность декора экстерьера должна быть несколько большей. Однако реконструкция ограничена минимумом домыслов с использованием только тех деталей, найденных при раскопках, назначение и место которых удалось определить, и домысливая только те элементы архитектуры, без которых невозможно обойтись.

Е.А.Паршина

Церкви Эски-Кермена

На Эски-кермене из более чем 350 помещений, вырубленных в скале, известно 6 пещерных церквей, а учитывая часовню в "Судилище" - 7.

Уникальность Эски-керменских скальных культовых сооружений состоит в том,что: 1. Церкви в районе подъемной дороги позволяют определить начальный этап скального церковного строительства в Таврике. 2. Здесь относительно неплохо сохранились фресковые росписи (кроме Эски-кермена, фрески сохранились только в церкви южного монастыря Мангупа). Следовательно, в основном только эски-керменские памятники дают представление о фресковой живописи пещерных храмов Крыма. 3. В отличие от большинства других поселений, где датированные церкви имеют узкие хронологические границы функционирования, Эски-кермен дает пример хронологического разброса - от конца X - начала XI в. до конца XIV в. 4. На Эски-кермене нет монастырских церквей (кроме храма "Донаторов"), на большинстве же других памятников пещерные церкви в основном связаны с ними". 5. Большая часть храмов городища - относительно надежно датированные памятники.

Все вышеперечисленное позволяет считать пещерные церкви Эски-кермена весьма важными в работе по составлению хронологической шкалы всех аналогичных памятников Крыма.

Ю.М.Могаричев

Эски-Кермен - "Судилище"

Храм Судилище Пещерный храм, так называемое "судилище", вырублен с правой стороны скального коридора, ведущего от главных ворот к главной улице.

В плане комплекс имеет сложную асимметричную конструкцию размерами 15 x 17,5 х 2 м (по диаметрально противоположным точкам). Выделяются несколько строительных периодов.

С запада в него ведут три двери, пороги которых возвышаются над уровнем скалы. Дверные проемы имеют гнезда для деревянных дверных коробок. В западной стене вырублено окно, а под ним ниша. Потолок северной части опирался на четыре столба. Вдоль северной стены, разделенной четырьмя аркосолевидными углублениями, вырублена скамья. В основании ее и полу вырублены могилы, в том числе две незаконченные. В северо-восточной части - резервуар для сбора воды (по Н.Репникову) или остатки крещальни. Вода по желобку в стене стекала вниз через потолок в резервуар. Отсюда она по вырубленным в полу желобкам вытекала в квадратный баптистерий, высеченный в толще скалы над уровнем пола. В древности крещальня имела четыре угловые колонны, упиравшиеся в потолок. В северо-западном углу в потолке - горло древней, очевидно раннесредневековой, зерновой ямы, с поверхности заложенной камнями.

Апсида подковообразная размерами 3 х 2,3 х 2м. В восточной ее части к стенке примыкает синтрон с горним местом посередине. К западу от него в полуквадратное углубление - место престола. Алтарь отделялся от наоса алтарной преградой, вырубленной в скале. В настоящее время сохранилось ее основание. В средней части алтарной преграды - порог "царских врат", по бокам пазы для установки частей деревянного иконостаса, упиравшегося в потолок.

В древности апсида была расписана фресковой живописью. Из-под копоти выступает ографление нимба и силуэт поясного изображения Предтечи от Деисуса. Рядом с алтарной преградой в полу вырублены могила и база опорного обломанного столба.

Южная и юго-восточная части комплекса проходят вдоль обрыва плато. Рядом со скругленной стеной юго-западной части вырублена скамья. В юго-западном углу в сторону обрыва имеется дверной проем, некогда выводивший на навесной балкончик. Восточная часть южной половины комплекса представляет собой три смежных помещения. Первое со скамьями по северной и южной сторонам скругляется на востоке, где пробита дверь во второе помещение. Здесь также вырублен дверной проем в сторону обрыва. На пороге его видны подрубки для установки еще одного навесного балкона (там же). С площадки последнего вниз шла деревянная лестница. В полу данной пещеры имеются две вырубные гробницы, а на стенах пазы для установки деревянных конструкций.

Третье помещение является часовней подпрямоугольной формы, размерами 3 х 2,5 м. В нее ведут две ступеньки. Вдоль длинных сторон расположены скамьи. В восточной части - апсида со скальным порогом,который, вероятно, являлся основанием деревянной алтарной преграды. Престол примыкал к стене. К югу от него вырублена ниша жертвенника. Н.Репников считал, что первоначально на месте современного "Судилища" был трехапсидный храм, появившийся после гибели оборонительных сооружений. Позднее он был расширен к северу за линию колонн, которые возникли при этом из толщи скалы. В южной половине боковой апсиды была пробита дверь.

Нам ситуация представляется несколько иначе. Первоначально комплекс состоял из двух отдельных культовых сооружений: церкви и часовни. Церковь, судя по очертаниям современного "Судилища", имела конхиальную форму (трилистника), а не три апсиды, как считал Н.Репников. То есть по форме она была близка большому храму над подъемной дорогой и храму "Трех всадников". В северной части была устроена крещальня, отгороженная от остального пространства церкви стеной алтарной преграды. Наличие баптистерия объясняет, почему алтарная преграда была вынесена к западу, а не проходила по западному краю закругления апсиды, как это было в большинстве других церквей. Ближайшая аналогия такому расположению - "церковь с баптистерием" на Тепе-кермене, где алтарная часть также была вынесена внутрь наоса. Близко данное архитектурное решение и к "храму с крещальней" в Инкермане, хотя там апсида выполнена в другой традиции.

Граница первоначальной церкви, по нашему мнению, проходила по линии: южная граница северного входа - западная часть резервуара для воды - западная часть первого помещения комплекса часовни.

Второе культовое помещение представляло собой часовню, вход в которую вел по упоминавшейся лестнице от подножия плато. Там в основании скалы вырублен ряд усыпальниц.

При расширении первоначального храма его соединили с часовней.

Создание первоначальной церкви несомненно связано с зарождением на Эски-кермене городской жизни и, вероятно, это событие стоит в одном ряду с реконструкцией базилики в XI в.

Форма апсиды часовни похожа на форму апсид церквей у подъемной дороги. Этот фактор, а также наличие под часовней усыпальниц позволяют поставить их в один ряд, хотя, на наш взгляд, указанная часовня возникла несколько позже. По крайне мере логичным выглядит развитие церковно-погребального комплекса у главных ворот - от подъемной дороги к восточным обрывамплато.

Таким образом, сооружение первоначального храма и часовни вероятнее всего относится к XI-XII вв. Расширение церкви и создание одного комплекса с часовней, надо думать, произошло не ранее конца XII-XIII вв.

А.Г.Герцен, Ю.М.Могаричев

Эски-Кермен - храм "Трех всадников"

Храм "Трех всадников" находится на юго-восточном склоне городища. Церковь высечена в отдельной глыбе известняка, отколовшегося от остального плато, и имеет два входа и небольшое окно.

Храм, размерами 5,5 х 3,5 x 2,7 имеет форму трилистника (конхиальную). Апсида, частично разрушенная в восточной части, полукруглая (2,6 х 2,4м), отделена от наоса скальным основанием преграды, в которую вставлялись деревянные части иконостаса. В верхней части апсида выделяется каменными столбами с аркой. В центре алтаря в полу вырублено основание для престола. В стене апсиды имеется сиденье и ниша.

В южной стене наоса, по предположению Н.Репникова, находился жертвенник. Вдоль стен вырублена скамья 0,4 х 0,4м. В полу находятся две могилы - у северной стены для взрослого, у южной, напротив входа, - детская. В южной и северной стенах вырублены два квадратных окна.

В церковь вели два входа. Один, с четырьмя ступеньками, с северо-запада, размерами 1 х 2м, другой, размерами 0,8 х 2м, размещался с юга.

На северной стене расположена фреска размерами 1,85м. В связи с тем, что вопрос о толковании ее образов не решен окончательно, приводим описание Н.Репникова, который отметил только изображения, воздержавшись от выводов: "На северной стене, над гробницей, фресковое изображение трех воинов-мучеников. По карнизу под ним, греческая надпись, по белому полю черной краской "Изсечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов...", ниже орнаментальная панель из параллельных зигзагообразных линий красного и черного цветов, образующих треугольники.

Изображения написаны на синем фоне, сильно пострадали от намеренного повреждения. Имена изображенных не сохранились. Всадники в кирасах с закинутыми за левое плечо щитами и развевающимися плащами, с копьями в руках, едут по направлению к алтарю. Средний поражает змия, боковые держат копья остриями вверх. Ближайший к алтарю имеет на крупе коня фигуру мальчика, держащегося за лук у седла. Сбруя лошадей богатая, хвосты завязаны. Возникает вопрос, был ли храм расписан полностью или роспись ограничивалась описанным изображением. Утверждаем последнее на основании следующего соображения. Грунт изображения заготовлен враз, не имеет ни разрывов, ни швов, был по сырой штукатурке расписан сразу. На стенках нет ни малейшего намека на штукатурку, гладкая их поверхность, выровненная зубаткой, не удержала бы известкового намета. Позднейших переделок в храме нет, приведенный текст надписи говорит, что роспись одновременна устройству самого храма. К сожалению, дата надписи в настоящее время утрачена, но В.М.Григорович в 1873г. видел окончание ее "67-12.. г.".

Разумную гипотезу об изображенных на фресках, по нашему мнению, выдвинул Н.Эрнст, который предполагал, что это Федор Стратилат, Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский.

А.Г.Герцен, Ю.М.Могаричев

Эски-Кермен - церковь "Успения"

Церковь "Успения" является самым загадочным культовым сооружением Эски-кермена. Это объясняется тем, что на различных этапах своей истории помещение выполняло различные функции. Поэтому среди многочисленных вырубок, образовавшихся на скальной поверхности, не всегда удается выделить единовременные и, следовательно, полностью реконструировать все этапы жизни пещеры. Ввиду того что в церкви сохранились фресковые росписи, она довольно часто упоминается в литературе.

В 1928 г. храм "Успения" был археологически исследован эски-керменской экспедицией. К западу от церкви Н. Репниковым были зачищены усыпальница и келья, которые, по мнению автора раскопок, возникли одновременно с храмом.

В церкви сохранились фрагменты фресковых росписей. Вот как их описывает Н.Репников: "Сохранилась она в фрагментарном состоянии ... На простенках апсиды - Благовещение. В конце - Деисус в рост с огненными шестикрылыми херувимами. Ниже, остатки фриза святителей в рост. Над престолом - младенец Христос в чаше и два ангела с рипидами. По низу проходила орнаментальная панель из параллельных зигзагообразных линий красного и черного цветов, образуя треугольник. В нише жертвенника - пояснение изображения Одигитрии. Рядом во всю высоту фигурка воина мученика с копьем в руке и закинутым за плечо круглым щитом, рядом такая же фигура Святителя. Далее до угла стены занята вверху композицией Сретения, внизу тремя фигурами ветхозаветных пророков со свитками в руках. По низу всех изображений шла орнаментальная полоса - панель из треугольников. Участок стены против апсиды занят крупной композицией Успения, перевода с Афонием. Ниже идет полотенце и фриз из треугольников. На потолке две большие композиции - Крещение и рождество Христово. Первая с фигурой Иордана, льющего воду, и плавающими рыбами: вторая на фоне горного пейзажа, сильно пострадавшая. Кроме этих композиций, на притыке потолка и апсиды сохранился фрагмент медальона с бюстом Христа. Стилистически росписи относятся к XII веку".

История церкви "Успения" нам представляется в следующем виде. Первоначально была вырублена цистерна. Затем, в XIV в., создается храм, возможно, в память об одном или двух погибших здесь защитниках (напомним, что рядом с пещерой имелась могила с двумя костяками). Некоторое время храм функционировал как молельня и мартирий защитников Эски-кермена. После гибели поселения один из жителей Черкес-кермена или один из последних обитателей пришедшего в запустение Эски-кермена приспосабливает помещение церкви для хозяйственных целей: в северозападной стене вырубает нишу, а в ее основании - тарапан, расширяет резервуар в восточной части, оставшийся от основания цистерны. Вероятно, данное помещение привлекло хозяйственного крестьянина своим выгодным расположением (удобный спуск в долину, нахождение у края плато) и наличием вырубки в полу, которую можно было использовать.

Скорее всего, тарапан функционировал недолго, так как фрески хотя и были исцарапаны воинственными мусульманами, но все же не были сбиты.

А.Г.Герцен, Ю.М.Могаричев

История

В 1920 г. небольшие работы здесь провел Н.Л. Эрнст. С 1928 по 1939г. (с перерывами 1935 и 1938 гг.) Эски-кермен исследовала экспедиция Государственной академии истории материальной культуры (г. Ленинград). В конце 1970 -- начале 1980-х гг. работы проводились под руководством А.И. Айбабина (могильник) и Е.А. Паршиной (базилика). В 2003-2004 гг. снова А.И. Айбабина. Скорее всего крепость начали возводить в конце VI в. по инициативе византийских властей Крыма. По мнению некоторых исследователей, в конце 80-х гг. VIII в. Эски-кермен на короткое время попадает под власть хазар, о жизни Эски-кермена IX-X вв. известно мало. В это время городище представляло собой малонаселенную крепость. Со второй половины -- конца X в. на месте бывшей крепости постепенно формируется средневековый город. К XII-XIII вв. городище уже было застроено прямоугольными кварталами, разделенными улицами шириной до 2 м. В конце XIII-XIV в. поселение подверглось разрушению. Обычно это событие связывают с походом золотоордынского темника Ногая на Крым в 1299 г. После этого жизнь на Эски-кермене постепенно угасает. Вероятно, окончательно город был разрушен в конце XIV в. во время набега Едигея. В XVIII в. в среде местного населения о нем сохранились только смутные предания.

Окрестности

Черкес-Кермен

Черкес-Кермен (с. Крепкое) расположено между северной оконечностью Эски-Кермена и Кыз-Куле. Поселение существовало с периода поздней античности и до начала 1970-х гг. В настоящее время здесь можно увидеть только кошары, в том числе и расположенные в естественных скальных навесах.

А.Г.Герцен, Ю.М.Могаричев

Эски-Кермен - храм "Донаторов"

"Храм Донаторов" находится в верховьях балки Черкес-Кермен. Храм получил свое условное название по сюжету росписей, изображающих семью донаторов, или ктиторов, церкви.

Источник в Черкес Кремен Общий вид на храм Донаторов в Черкес Кермен Внутри храма Донаторов (алтарь) Вход в храм Донаторов

Церковь подпрямоугольней формы, размерами 5,1 х 3,2 х 2,5м. Апсида подковообразная (1,5 х 1,8 х 2,2м), расположена не по центру наоса, но смещена к югу. К апсиде примыкает синтрон шириной 0,22м, высотой до 0,45м, в который "встроен" престол трапециевидной формы высотой 0,65м, шириной до 0,55м. В северной стене вырублены две ниши 0,59 х 0,5 x 0,14м нижняя и 0,66 х 0,54 х 0,18м верхняя. По мнению Н.Репникова, одна из них - жертвенник. К востоку от последней есть еще одна ниша 0,37 х 0,3 х 0,19м. В южной стене на высоте 0,52м находится сиденье.

Апсида отделялась от наоса алтарной преградой, сохранившейся на высоту до 0,35м. По предположению О. Домбровского, в позднее время алтарная преграда была наращена иконостасом. По центру алтарной преграды, в месте царских врат, вырублены ступеньки, ведущие в алтарь.

Наос храма прямоугольный. По его периметру расположена скамья 0,32 х 0,3м. Северная стена вырублена двумя аркосолевидным углублениями. Здесь, в скамье, имеется небольшое углубление, возможно, для деревянных конструкций. На стыке северной и западной стен также есть аркосолевидная вырубка.

В южной стене, в восточной части, вырублено окно, размерами 0,46 х 0,58м. В юго-западной половине - дверной проем шириной 1,7м. Потолок северной части в виде полукоробового свода. По мнению Н.Репникова, здесь была скальная колонна, основание которой сохранилось в полу. Остальной потолок плоский.

Храм был расписан фресками. Приводим их описание по Н.Репникову: "Изображение на синем фоне. В апсиде над престолом Христос младенец в чаше, по бокам 5 святителей в крещатых облачениях, со свитками в руках и архидиакон с кадилом. В конхе - поясной Деисус. На потолке впритык с алтарным полукружием - Благовещение. За ним по потолку композиции Крещения и Сретения. По своду северной части потолка в пышном орнаментальном узоре в 5 медальонах поясные фигуры. Из них сохранились с изображениями Ермолая, Пантелеймона, апостолов Петра и Павла. На остальном участке этой части потолка композиции мучения Федора Стратилата перед царем и усекновение главы его.

На северной стене в западном аркосолии незначительные остатки фигур Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского в рост в воинском наряде с фрагментом малой фигуры между ними.

В восточном аркосолии, по-видимому, остатки конной фигуры (копыта коня). По закрайкам аркосолии пышно орнаментированы узором и вязью надписи. В пространстве между дугами медальоны с бюстами святых. На простенке у алтарной преграды поясные изображения двух мучениц, ниже орнаментальное полотенце. На тяге потолка мученик в княжеском одеянии и преподобный в рост. В узком аркосолии западной стены фрагменты композиции, представляющей "донаторов". По середине остатки фигуры в рост в богатом красном одеянии. Лицо молодое, с остроконечной бородкой, в нимбе. Остаток окончания надписи имени ДINOC с несомненностью устанавливают мученика Анкиндина, державшего в правой руке большой процветший крест, около которого OQ(VOIVIOS). Справа поясная женская фигура в монашеском одеянии, правая рука наискось груди. Слева от Анкиндина бородатая фигура, от которой сохранилась верхняя часть. На голове шапка с матерчатым верхом и меховой опушкой, на уши спускаются матерчатые тесемки белого цвета с кисточками на концах. Правая рука наискось груди. Над головой остатки надписи ВОН справа TV. Рядом с этой фигурой остатки женской в красноватой одежде с короткими по локоть рукавами. Исподняя одежда белая. На голове остроконечный кокошник с эспри, в ушах серьги, сбоку надпись EKOIMHTV (почила, упокоилась). Аркосолии с помянутыми изображениями по закрайку орнаментирован. Арка его с правой стороны покоится на колонке, верх которой оканчивается капителью с маскароном в виде головы чудища. Стиль росписи храма высокого мастерства столичного художника".

О. Домбровский не согласился с рядом трактовок изображений: а) вместо Анкиндина он предположил Христа, на этом настаивал и Н.Эрнст; б) отрицал изображение Георгия Победоносца в западном аркосолии северной стены; в) считал, что изображение "мучений Федора Стратилата" более позднее, однако никаких аргументов не приводил.

С мнением о разновременности изображений трудно согласиться, однако исключить факт подновления фресок нельзя.

О.Домбровский считал, что храм был связан с Черкес-керменом. На наш взгляд, это маловероятно. Для сельской церкви данный памятник слишком труднодоступен и замаскирован, что, кстати, и позволило сохранить его росписи. Вероятно, прав был А. Якобсон, считавший церковь частью небольшого монастырька (скита). Расположение храма и его росписи подтверждают данную гипотезу.

В данном случае перед нами распространенный в Византии пример, когда на средства состоятельных ктиторов основывается монастырь, являющийся их фамильной усыпальницей. В пользу этого говорит и наличие всего одного, максимум двух (если верно предположение Н.Репникова) мест захоронений.

Вероятно, рядом с церковью имелись какие-то наземные сооружения: перед входом в храм и на площадке видны гнезда для установки деревянных конструкций.

В вопросе о датировке памятника следует согласиться с мнением Н.Репникова, по крайней мере, относить храм "Донаторов" ко времени ранее середины XIV в. нет оснований.

А.Г.Герцен, Ю.М.Могаричев

Каламита | Челтер-Мармара | Шулдан | Эски-Кермен | Кыз-Куле | Мангуп-Кале | Сюйренская крепость | Челтер-Коба | Качи-Кальон | Кыз-Кермен | Тепе-Кермен | Чуфут-Кале | Успенский монастырь | Бакла

Пещерные города Крыма. Главная страница